Беременность после аллогенной трансплантации гемопоэтических стволовых клеток возможна

Выживаемость пациентов, перенесших аллогенную трансплантацию гемопоэтических стволовых клеток, значительно выросла за последние годы. Однако вероятность наступления беременности после трансплантации до сих пор неясна. Ученые из Германии показали, что женщины, прошедшие трансплантацию, могут забеременеть и родить здорового ребенка, хотя вероятность этого меньше, чем в общей популяции. Шансов больше у женщин, перенесших трансплантацию в более раннем возрасте и по показаниям, не связанным с онкологией.

Credit:
123rf.com

Аллогенная трансплантация гемопоэтических стволовых клеток (alloHCT) – трансплантация стволовых кроветворных клеток костного мозга, широко применяемая в гематологии и онкологии. Улучшение технологии трансплантации и оптимизация поддерживающей терапии значительно увеличили продолжительность жизни пациентов в последние годы. Пациенты, пережившие тяжелое заболевание, хотят вернуться к нормальной жизни. Для многих молодых женщин возвращение к нормальной жизни включает возможность иметь детей. Однако дисфункция гонад и потеря фертильности из-за интенсивной химиотерапии, связанной с трансплантацией заболеваемости и длительного лечения представляют собой значительные ограничения для беременности.

Данных о беременностях после alloHCT не так много. Предыдущие исследования в основном проводились на маленьких выборках и включали реципиентов как аллогенных, так и аутологичных трансплантатов. В недавно опубликованном в журнале Blood исследовании группа ученых из Германии провела систематический анализ беременностей у взрослых женщин, перенесших alloHCT, для оценки числа беременностей и родов и выявления факторов риска.

С 2003 по 2018 годы в Германии были проведены 2654 трансплантации у взрослых женщин детородного возраста (18–40 лет). Основные заболевания включали острый лейкоз/миелодиспластические новообразования, синдром приобретенной недостаточности костного мозга и гемоглобинопатии, а также лимфомы. Двадцать процентов женщин прошли миелоаблативную кондиционирующую химиотерапию (MAC), тогда как 80% прошли немиелоаблативную или кондиционирующую терапию с уменьшенной интенсивностью (NMA/RIC).

Хотя бы одна беременность была зарегистрирована у 50 женщин, некоторые женщины забеременели несколько раз после alloHCT, всего 74 беременности. В 57 случаях (77%) беременности завершились рождением живого ребенка. Медианное время от трансплантации до первой зарегистрированной беременности составило 4,7 года, ни одна женщина не была беременна на момент alloHCT. Ученые заметили, что чаще всего беременности наблюдались у молодых женщин в возрасте 18–25 лет на момент alloHCT, не было зарегистрировано ни одной беременности у женщин старше 35 лет на момент трансплантации. Годовой показатель первой зарегистрированной беременности после alloHCT составил 0,53%. Показатель живорождения у женщин после alloHCT составил 0,45%.

Анализ рождаемости в отдельных группах выявил следующие закономерности. У пациенток с недостаточностью костного мозга или гемоглобинопатиями был более высокий годовой показатель первых родов (2,15% по сравнению с 0,32% для пациентов со злокачественными заболеваниями). Факторами риска для беременности оказались возраст на момент трансплантации и использование облучения тела дозой больше 8 грей.

Подробная информация о беременностях и их исходах была получена от 32 женщин (54 беременности). Всего 39 из 54 беременностей (72%) произошли спонтанно, в то время как методы вспомогательных репродуктивных технологий и (или) сохранения фертильности были использованы в оставшихся 15 из 54 случаев (28%).

Осложнения у матери во время беременности были зафиксированы при 25 из 52 беременностей. Наиболее часто встречались осложнения со стороны сосудистой системы — при 16 беременностях (преэклампсия, гипертония, отеки, недостаточность плаценты и маловодие), матки и влагалища — в шести случаях (недостаточность шейки матки, предлежание плаценты и преждевременные роды), другие осложнения — в шести случаях.

Самопроизвольные вагинальные роды были зафиксированы при 29 беременностях, у 15 женщин провели кесарево сечение. Среди кесаревых сечений 11 были запланированы по разным причинам, включая эклампсию (n=1), преждевременные роды (n=2), непроходимость родовых путей из-за протеза бедра у матери, связанного с предыдущей терапией (n=2), неправильное положение плода (n=2), предыдущее кесарево сечение (n=2) и недостаточность плаценты (n=2).

Преждевременные роды, определяемые как роды до 37 недель беременности, были зафиксированы в 10 из 44 (23%) случаев. Два ребенка родились на сроке между 28-й и 32-й неделями гестации, в то время как остальные восемь детей родились между 32-й и 37-й неделями гестации. Все новорожденные выжили. Наиболее часто сообщаемыми сопутствующими заболеваниями были атопические болезни (n=10). У одного ребенка была зафиксирована хромосомная аномалия (синдром Шерешевского-Тернера), у одного ребенка было диагностировано тикозное расстройство, у другого — близорукость, и еще у одного ребенка — гемангиома. Большинство матерей оценили степень развития своих детей как соответствующую возрасту. Три ребенка имели задержку физического развития.

Таким образом, женщины, прошедшие alloHCT, могут забеременеть, несмотря на различные риски для фертильности, связанные с лечением. Однако годовой показатель первых родов после alloHCT в шесть и более раз ниже, чем в общей популяции Германии.

Беременность ускоряет эпигенетическое старение

Источник:

Katja Sockel, et al., Hope for Motherhood: Pregnancy After Allogeneic Hematopoietic Cell Transplantation - a National Multicenter Study // Blood 2024; blood.2024024342. DOI: 10.1182/blood.2024024342

Добавить в избранное