Что общего у людей, не отвечающих на вопросы анкет

Международная группа ученых провела полногеномный поиск ассоциаций и выявила общие генетические факторы у респондентов, отвечающих на вопросы анкет «я не знаю» или «предпочитаю не отвечать». Такие ответы нередко могут затруднять интерпретацию результатов исследований. Выявленные генетические факторы коррелируют с социально-экономическим статусом, уровнем образованием, состоянием здоровья, психическими расстройствами, питанием и образом жизни.

Credit:
123rf.com

Опросники и анкеты часто используются в различных исследованиях для сбора данных от пациентов. Респондент может дать один ответ или несколько, либо ответ предлагается вписать самостоятельно. Как правило, вопросы анкет включают варианты ответов «не знаю» и «не хочу отвечать», однако они расцениваются как отсутствие ответа и затрудняют получение необходимых данных. Ученые заметили, что некоторые люди выбирают эти варианты слишком часто. Предположительно, есть определенные генетические факторы, которые отвечают за такое поведение. В их поиске международной группе ученых помогла наука психогенетика.

Исследователи проанализировали ответы 360 628 респондентов из UK Biobank на 109 вопросов. На все вопросы можно было дать ответ «предпочитаю не отвечать» (prefer not to answer, PNA), а на 83 вопроса можно было ответить «я не знаю» (I don't know, IDK). Вариант ответа должен был быть только один. Вариант PNA участники выбирали реже, чем IDK (8,82% против 67,02%). Женщины чаще давали ответ PNA, чем мужчины. Ответ IDK чаще давали мужчины. Респонденты, не ответившие на вопросы, имели более низкий уровень образования. Интересно, что вариант PNA чаще выбирали, отвечая на вопросы о противоправном поведении, например, на вопрос о том, как часто респондент превышает скорость на дороге. Ответ IDK часто давали на вопросы о далеком прошлом, о детстве (вскармливали ли участников грудью). Высокая корреляция была обнаружена между ответом PNA и вопросами, касающимися психического здоровья и питания. Была также выявлена тенденция среди респондентов отвечать «я не знаю» или «предпочитаю не отвечать» в следующих анкетах и опросах.

Каковы же генетические компоненты такого поведения респондентов? Проведя полногеномный поиск ассоциаций, ученые обнаружили четыре локуса для PNA и 35 локусов для IDK. Два локуса были общими для этих вариантов. Самая сильная связь с IDK была показана для однонуклеотидного полиморфизма (SNP) в интронной области хромосомы 6 (rs9401593). Этот SNP ранее был ассоциирован с социально-экономическим статусом, образованием, склонностью к предоставлению достоверной информации для связи и другими признаками. Самая сильная связь с PNA была у SNP в гене SLC39A8. Этот SNP был общим для PNA и IDK. С ним связаны некоторые заболевания: болезнь Крона, шизофрения, сколиоз.

Обнаруженные генетические факторы свидетельствуют о том, что ответы PNA и IDK значительно коррелируют с социально-экономическим статусом, состоянием здоровья, психическими расстройствами, вредными привычками, питанием. При этом PNA, судя по всему, имеет большую связь с психическими фенотипами, а IDK — с питанием и образом жизни. Предположительно, респонденты дают ответ PNA из-за беспокойства по поводу вопроса, а IDK — чтобы уклониться от ответов на вопросы о вредных привычках и погрешностях в питании.

Кроме того, ученые провели GWAS для вопросов, которые чаще всего получали ответы IDK. Например, один из вопросов звучал так: «Сколько раз вы получали болезненные солнечные ожоги в детстве?». Они определили четыре аллеля, повышающих частоту ответа IDK. Один из них также был связан с повышенным риском меланомы. Исследователи предполагают, что если ожоги возникали достаточно часто, их количество вспомнить трудно, поэтому пациенты не могли дать ответ. В то же время ожоги могут быть связаны с повышенным риском меланомы. Таким образом, не во всех случаях отсутствие ответов на вопросы анкет свидетельствовало о каких-либо поведенческих нарушениях.

Итак, авторы использовали данные о фенотипе и генотипе участников проекта UK Biobank, чтобы понять, почему люди не отвечают на вопросы анкет. Полученные результаты стоит учитывать при анализе данных биобанка и составлении новых вопросов.

GWAS подтвердил генетическую связь тиннитуса и психических расстройств

Источник:

Mignogna G., et al. Patterns of item nonresponse behaviour to survey questionnaires are systematic and associated with genetic loci. // Nat Hum Behav. 2023 Jun 29. DOI: 10.1038/s41562-023-01632-7

Добавить в избранное