Добавление единственного вида бактерий к микробиоте кишечника мыши активирует противоопухолевый иммунитет

Американские ученые показали, что подсадка бактерии Helicobacter hepaticus мышам с колоректальным раком активирует противоопухолевый иммунитет, что замедляет рост новообразований. При этом фолликулярные T-хелперы инициируют формирование третичных лимфоидных структур и инфильтрацию цитотоксических иммунных клеток в опухоль.

juangaertner | 123rf.com

Кишечная микробиота влияет как на риск развития опухолей, так и на эффективность работы противоопухолевого иммунитета. Новое исследование ученых из Университета Питтсбурга (США) показало, что подсадка мышам с раком толстой кишки иммуногенной кишечной бактерии Helicobacter hepaticus активирует противоопухолевый иммунитет, благодаря чему рост опухолей значительно замедляется. Результаты исследования были опубликованы в журнале Immunity.

Авторы предположили, что подсадка иммуногенной бактерии, такой как Helicobacter hepaticus, может активизировать локальный иммунитет, в том числе и противоопухолевый. Действительно, оказалось, что у мышей с раком толстой кишки, которым была пересажена H. hepaticus, замедлялся рост опухолей и увеличивалась выживаемость по сравнению с контрольными мышами.

Подсадка H. hepaticus не оказывала существенного влияния на существующую кишечную микробиоту, но заметно изменяла микроокружение опухоли. Она стимулировала инфильтрацию опухоли B- и CD4+ T-клетками, а также естественными киллерами. Более того, у мышей, которым была подсажена H. hepaticus, вокруг опухоли начинали формироваться третичные лимфоидные структуры, а также новые лимфатические сосуды.

Чтобы детально изучить изменения в микроокружении опухоли, произошедшие после подсадки H. hepaticus, авторы работы секвенировали РНК единичных клеток из того слоя эпителия кишечника, в котором развилась опухоль, и собственной пластинки. Анализ показал, что вокруг опухоли и внутри нее увеличилось количество цитотоксических T-лимфоцитов и эффекторных T-клеток. Кроме того, в клетках опухоли увеличивалась выработка хемокина Cxcl10, регулирующего миграцию цитотоксических T-клеток и естественных киллеров. В собственной пластинке увеличивалась численность фолликулярных T-хелперов. Дальнейшие исследования показали, что ведущую роль в противоопухолевом иммунитете, активированном H. hepaticus, играют именно эти T-клетки. Фолликулярные T-хелперы запускают формирование третичных лимфоидных структур и инфильтрацию иммунных клеток в опухоль.

Авторы работы отмечают, что подсадка бактерий может существенно повысить эффективность противоопухолевой иммунотерапии, которая на данный момент не дает эффекта у большинства пациентов с раком толстой кишки.

Overacre-Delgoffe A. E., et al. Microbiota-specific T follicular helper cells drive tertiary lymphoid structures and anti-tumor immunity against colorectal cancer // Immunity, 2021, DOI: 10.1016/j.immuni.2021.11.003