«Эгоистичные» гены дрожжей убивают споры, в которых их нет

Мейотические драйверы, или «эгоистичные» гены дрожжей wtf4 работают по принципу яд-антидот. Сами гены кодируют и яд, и антидот, но основная часть яда начинает вырабатываться до формирования спор и заражает их все. После этого споры, получившие wtf4, синтезируют дополнительный антидот и спасаются. Немного антидота вырабатывается и до формирования спор, чтобы не погибла сама мейотическая клетка. Для мейотического дрейфа у дрожжей важно, чтобы яд и антидот экспрессировались с разных промоторов.

Существуют аллели, которые не подчиняются законам Менделя, то есть они передаются более, чем половине потомков. Такие гены называют мейотическими драйверами. У эукариот достаточно много драйверов с различным происхождением и механизмом действия. Мало известно о молекулярных подробностях работы таких систем.

Мейотические драйверы называют «эгоистическими» или паразитическими генами, так как, распространяясь, они не приносят пользу организму и могут даже вредить. Особо выделяют гены-киллеры, которые убивают гаметы (в случае дрожжей — споры), в которые не попал драйвер. Такие гены могут наследовать до 100% потомков.

В новой работе исследователи из США изучили мейотические драйверы семейства генов wtf (with transposon fission yeast) у делящихся дрожжей Schizosaccharomyces pombe. Эти гены убивают споры, не унаследовавшие их от гетерозигот, с помощью двух белков, которые считываются с двух перекрывающихся последовательностей. Это белок Wtf4poison (убивает споры) и Wtf4antidote (спасает споры, унаследовавшие драйвер). После мейоза гетерозигот Wtf4poison находят во всех спорах, а Wtf4antidote обогащен в спорах, унаследовавших драйвер. Изучение механизма работы драйверов важно для понимания влияния этих паразитов на организм.

Авторы внесли в дрожжи аллель wtf4poison-GFP, который не экспрессирует Wtf4antidote, а также аллель mCherry-wtf4, где тэг присоединен к Wtf4antidote; последний аллель экспрессирует Wtf4poison без метки. Получив гетерозиготный диплоид mCherry-wtf4 / wtf4poison-GFP, они визуализировали экспрессию этих двух белков. Первоначально авторы показали, что Wtf4poison-GFP экспрессируется за несколько часов до mCherry-Wtf4antidote. Сигнал GFP был найден во всех спорах, не только в тех, что получили аллель wtf4poison-GFP. По-видимому, Wtf4poison вырабатывается еще до формирования спор и упаковывается во все споры. Белок не может свободно передвигаться между спорами. Однако дополнительные опыты с Wtf4antidote с тэгом на С-конце показали, что этот белок также образуется до формирования спор, и дополнительно – после.

После этого ученые экспрессировали флуоресцентные белки mCherry и GFP под контролем промоторов wtf4antidote и wtf4poison (pantidote и p poison). Репортер pantidote-mCherry показал низкий уровень сигнала в диплоидах, проходящих мейоз; самый сильный сигнал наблюдался в двух из четырех спорах. Репортер ppoison-GFP экспрессировался в диплоидных клетках, проходящих мейоз. GFP-сигнал обнаруживался во всех четырех спорах при том, что только две споры унаследовали ppoison-GFP. Это подтверждает вывод о том, что большая часть Wtfpoison образуется до формирования спор.

Раньше уже было показано, что транскрипционный фактор Mei4 контролирует транскрипцию генов wtf. В новой работе авторы уточнили, что Mei4 управляет экспрессией wtf4poison.

Далее ученые поменяли у этих двух генов промоторы. Фенотип дрожжей, несущих ppoison-wtf4antidote-GFP, сравнивали с теми, что несли функциональный аллель wtf4antidote-GFP. Оказалось, что ppoison-wtf4antidote-GFP не может подавить мейотический драйв целого драйвера wtf4, в отличие от контрольного wtf4antidote-GFP.

Авторы задались вопросом, почему Wtf4poison, экспрессируемый с промотора ppoison, может отравить все споры, а Wtf4antidote, экспрессируемый с того же промотора, не может спасти все споры. Они предположили и получили доказательства того, что белок Wtf4antidote лучше выводится из спор. Более того, Wtf4antidote способствует исключению части белка Wtf4poison.

Авторы создали конструкцию pantidote-wtf4poison-GFP, однако им не удалось получить штамм, несущий ее без wtf4antidote. Видимо, использование промотора pantidote приводит к тому, что Wtf4poison экспрессируется во время вегетативного роста, убивая клетки без wtf4antidote.

Wtf4poison, экспрессируемый с pantidote, не убивает споры, которые не унаследовали аллель, его кодирующий. Вероятно, Wtf4antidote лучше предотвращает вхождение Wtf4poison в споры, если они экспрессируются одновременно с одного промотора.

В новой работе ученые получили несколько важных результатов. При драйве гена wtf4 на все споры воздействует токсин Wtf4poison, и только те споры, которые наследуют аллель wtf4, получают достаточно Wtf4antidote, чтобы выжить. Раньше ученые наблюдали Wtf4poison в мейотических клетках до формирования спор, а Wtf4antidote — только в спорах. Возникал вопрос, как мейотические клетки сами не отравляются токсином. Новое исследование показало, что Wtf4antidote также экспрессируется в клетках, переживающих мейоз. Также наличие двух промоторов с различной регуляцией необходимо для обеспечения мейотического драйва.

Частоту вредных мутаций снижают эпигенетические механизмы?

Nicole L. Nuckolls, et al. S. pombe wtf drivers use dual transcriptional regulation and selective protein exclusion from spores to cause meiotic drive // PLOS Genetics (2022), published December 07, 2022, DOI: 10.1371/journal.pgen.1009847