Генетический риск СДВГ ассоциирован с развитием болезни Альцгеймера

Международная группа ученых показала, что индекс полигенного риска синдрома дефицита внимания и гиперактивности связан с прогрессирующим снижением когнитивных функций и нейродегенерацией у пациентов с амилоидными бляшками в мозге.

yayaphotos | 123rf.com

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) развивается преимущественно в детском возрасте и, по разным данным, сохраняется при взрослении в 11–80% случаев. Последние метаанализы показали, что около 2% людей старше 50 лет страдает СДВГ. При этом могут наблюдаться значительные нарушения когнитивных функций. В ранее опубликованных работах уже была показана ассоциация между СДВГ и развитием болезни Альцгеймера (БА), однако эти работы, в большинстве своем, опираются на истории болезни и поставленные диагнозы, точность которых невозможно гарантировать. В новом исследовании международная группа ученых продемонстрировала связь между генетическим риском СДВГ и диагностическими признаками БА.

Ученые использовали данные, собранные инициативой по нейровизуализации болезни Альцгеймера (ADNI), которая ставит своей целью разработку методов ранней диагностики БА. В исследовании использовались значения индекса полигенного риска СДВГ (ADHD-PRS), рассчитанного по количеству вариантов риска СДВГ у индивида; результаты комплексного теста когнитивной функции (PACC), тестов функции памяти (ADNI-Mem) и исполнительных функций (ADNI-EF); содержание β-амилоида (одного из основных факторов развития БА) в мозге, определенное с помощью позитронно-эмиссионной томографии (Aβ-PET) и содержание тау-белка (маркера развития БА и нейродегенерации) в спинномозговой жидкости. Ученые работали с данными от 212 пациентов, у которых не были диагностированы когнитивные нарушения при первом визите. Среднее время наблюдения пациентов составило 3,96 года, максимальное — 6 лет.

Ученые обнаружили значимую корреляцию ADHD-PRS с базовым уровнем ADNI-EF: более высокий индекс ADHD-PRS был ассоциирован с дефицитом исполнительных функций. При оценке динамики заболевания была выявлена корреляция между ADHD-PRS и PACC — у пациентов с высоким ADHD-PRS наблюдалось значительное снижение когнитивной функции с возрастом, однако предсказательная способность ADHD-PRS оказалась меньше, чем у Aβ-PET. Интересно, что подобный эффект ADHD-PRS наблюдался только у Aβ-PET-положительных пациентов. Корреляции с ADHD-PRS и Aβ-PET наблюдались также для ADNI-Mem, но не для ADNI-EF.

Наконец, ученые показали, что высокий индекс ADHD-PRS у Aβ-PET-положительных пациентов сильно ассоциирован с содержанием тау-белка в спинномозговой жидкости и нейродегенерацией. Причем нейродегенерация в данном случае наблюдалась преимущественно в лобных и теменных регионах мозга, а не в височном, нарушения в котором обычно ассоциируют с когнитивными нарушениями при СДВГ.

Таким образом, авторы работы продемонстрировали потенциал ADHD-PRS для оценки риска деградации когнитивных функций у пациентов с амилоидными бляшками в мозге, а также в отсутствие биомаркеров болезни Альцгеймера. Ассоциация ADHD-PRS с уровнем тау-белка может указывать на то, что высокий индекс полигенного риска СДВГ снижает устойчивость мозга к нейродегенерации, вызванной бета-амилоидом. По мнению ученых, дальнейшие исследования помогут более точно описать механизмы взаимодействия и ассоциации между СДВГ и развитием болезни Альцгеймера.

Почему женщины чаще страдают от болезни Альцгеймера