Генная терапия буллезного эпидермолиза прошла фазу 3 КИ

В США завершилась фаза 3 клинических испытаний генной терапии дистрофического буллезного эпидермолиза. Герпесвирусный вектор B-VEC доставляет в клетки кожи рабочую копию COL7A1 при многократном местном нанесении. Через шесть месяцев после начала терапии полностью зажили 67% ран, на которые наносили вектор, и 22% ран, на которые наносили плацебо. Нежелательные явления в основном были легкими или умеренными.

Credit:
123rf.com

При буллезных эпидермолизах на теле людей постоянно образуются раны, волдыри и рубцы. Дистрофический подтип этого заболевания ассоциирован с мутациями в гене COL7A1, кодирующем коллаген VII типа (C7). Мутантный белок не образует фибриллы, или те не заякориваются, что нарушает адгезию эпидермиса к дерме. Постоянные повреждения кожи со временем могут приводить к развитию плоскоклеточной карциномы, угрожающих жизни инфекций и деформации конечностей. На настоящий момент одобренной терапии этого заболевания нет.

Ученые из США разработали генную терапию дистрофического буллезного эпидермолиза. Герпесвирусный вектор B-VEC доставляет рабочую копию гена COL7A1 в клетки при нанесении на кожу. Это вектор не встраивается в ДНК хозяина, несет большой груз, обладает тропизмом к коже и избегает действия иммунной системы, что позволяет использовать его повторно. В фазе 1–2 клинических испытаний на девяти пациентах ученые показали, что в клетках кожи образуется белок C7, а фибриллы нормально заякориваются. Раны у пациентов, получивших терапию, заживали лучше, чем в группе плацебо, в течение трех месяцев испытаний. 

В новой работе описаны результаты фазы 3 клинических испытаний генной терапии, которые длились шесть месяцев. Оценивались эффективность и безопасность терапии для взрослых и детей с дистрофическим буллезным эпидермолизом. Для этого у каждого пациента выбирали две раны примерно одинакового размера, расположения и вида. На одну рану наносили B-VEC, на другую — плацебо. B-VEC наносили также на дополнительные раны без контроля плацебо. Заживание отслеживали с помощью системы визуализации. Прогресс проверяли каждую неделю, если рана закрывалась, то нанесение препарата пропускали, если открывалась — возобновляли.

Испытание длилось 26 недель, в него вошел 31 пациент, завершили 28, три человека покинули испытание по причинам, не связанным с терапией. Пять человек перешли в фазу 3 из предыдущей фазы.

Через шесть месяцев полностью зажили 67% ран, на которые наносили B-VEC, и 22% ран, на которые наносили плацебо. Через три месяца наблюдалось полное заживление 71% ран в группе B-VEC и 20% ран в группе плацебо. Рана считалась полностью зажившей, если она оставалась зажившей в течение двух недель. Боль при перевязке снижалась сильнее в группе B-VEC. Также в этой группе раны заживали на более долгий срок.

У 18 пациентов было по крайней мере одно нежелательное явление, однако большая часть была слабой или умеренной. Пять серьезных нежелательных явлений были зарегистрированы у трех пациентов, но они не были связаны с терапией. Никто не покинул испытание из-за побочных явлений. Иммунологических реакций выявлено не было.

Таким образом, многократное нанесение B-VEC на раны повышало шансы полного их заживления через шесть месяцев терапии по сравнению с плацебо. Однако раны были сравнительно невелики, пациентов в испытании было немного. Все участники получали и препарат, и плацебо, что мешало оценить системные побочные явления. Авторы говорят о необходимости более крупных и продолжительных клинических испытаний.

Предложена новая генная терапия для «людей-бабочек»

Источник:

Shireen V. Guide, et al. Trial of Beremagene Geperpavec (B-VEC) for Dystrophic Epidermolysis Bullosa // MEJM (2022) 387:2211-2219, published December 15, 2022, DOI: 10.1056/NEJMoa2206663

Добавить в избранное