Генная терапия ВИЧ-инфекции начинает первую фазу клинических исследований

Компания AGT получила разрешение FDA начать клинические исследования своего продукта AGT103-T, который представляет собой Т-клетки пациента, специфичные к ВИЧ и генно-модифицированные с тем, чтобы вирус не заражал их самих. Такая терапия имитирует естественный иммунный ответ, очищающий организм от вируса. Возможно, до конца 2020 года будут известны предварительные результаты.

Схема ВИЧ-терапии: получение Т-клеток, специфичных к ВИЧ, из крови пациента, их генная модификация и возвращение в организм.

Molecular Therapy: Methods & Clinical Development, 2020, DOI: 10.1016/j.omtm.2020.04.024 | CC BY 4.0

Компания American Gene Technologies (AGT) объявила, что Управление по контролю продуктов и медикаментов США (FDA) утвердило начало первого клинического исследования на людях препарата AGT103-T. Это собственные Т-клетки пациента, генно-модифицированные с помощью лентивирусного вектора, которые должны удалять ВИЧ из организма инфицированного.

Фаза 1 КИ пройдет в клинических центрах в районе Балтимора; первыми центрами будут Вашингтонский институт здравоохранения, Мэрилендский университет, Институт вирусологии человека и Джорджтаунский университет. Штат Мэриленд занимает пятое место среди всех штатов и территорий США по уровню диагностики ВИЧ. Ожидается, что набор добровольцев начнется в сентябре 2020 года. AGT надеется сообщить о предварительных результатах до конца года. В фазе 1 будет изучаться безопасность AGT103-T, также у участников будут измерять ключевые биомаркеры и суррогатные маркеры эффективности.

В мире почти 38 миллионов человек, инфицированных ВИЧ. Антиретровирусная терапия позволяют повысить продолжительность и качество жизни инфицированных. Однако попытки лечения до сих пор были практически безрезультатными, известны буквально единичные случаи выздоровления. Компания AGT разработала терапию, которая компенсирует повреждения иммунной системы, вызыванные ВИЧ, и дает ей возможность контролировать инфекцию естественным образом. Вирус иммунодефицита человека убивает Т-хелперы, которые должны поддерживать функцию цитотоксических Т-лимфоцитов (Т-киллеров, убивающих зараженные клетки) и продукцию антител. В итоге организм не может уничтожить вирус, инфекция становится хронической.

AGT103-T производится из собственных клеток пациента, генетически модифицированных. Сначала их культивируют, чтобы увеличить количество специфических T-клеток (Т-хелперов, или CD4+ T), распознающих Gag-белок ВИЧ. Мононуклеарные клетки периферической крови стимулируют пептидами — фрагментами Gag, в результате количество клеток, способных бороться с ВИЧ, возрастает на несколько порядков.

Затем применяется генная терапия, которая помогает этим клеткам выжить в организме зараженного пациента. В клетки доставляют лентивирусный вектор AGT103, который экспрессирует три ингибирующих микроРНК в одном транскрипте под общим промотором. Шпилечные последовательности этих микроРНК нацелены на ген CCR5 (хемокиновый рецептор типа 5, через который ВИЧ проникает в клетку) и два гена ВИЧ: гены ТАТ (трансактиватор транскрипции) и VIF (фактор вирусной инфекционности). Такая модификация и защищает клетки от ВИЧ, и препятствует высвобождению вирусных частиц из латентно инфицированных клеток.

Характеристику AGT103-T компания AGT провела совместно с сотрудниками Национального института аллергии и инфекционных заболеваний (NIAID), входящего в состав Национальных институтов здравоохранения. Среднее количество ВИЧ-специфических Т-хелперов в конечном продукте— около 15 %, или 7*108 клеток, сообщается в статье исследователей из AGT и NIAID, опубликованной в журнале Molecular Therapy.

При контакте с вирусом или ВИЧ-инфицированными человеческими клетками модифицированные Т-клетки не заражаются. По заявлению авторов технологии, предложенный подход работает с разными линиями ВИЧ, которые различаются по геномным последовательностям и (или) используют альтернативные способы проникновения в клетки. В клиническом исследовании будет проверен эффект, ранее продемонстрированный на клеточных моделях.

Авторы исследования выражают надежду, что новый препарат позволит достичь ремиссии ВИЧ-инфекции без антиретровирусной терапии. «Я уверен, что AGT103-T станет важным шагом на пути к окончательному излечению от ВИЧ», — заявил основатель и генеральный директор AGT Джефф Гэлвин.

American Gene Technologies (AGT) специализируется на генной и клеточной терапии, у нее запатентована платформа доставки генов, позволяющая создавать препараты для лечения инфекционных, наследственных и онкологических заболеваний. Лекарству AGT от фенилкетонурии FDA присвоила статус орфанного препарата, ожидается, что он поступит в клинику в 2020 году.

FDA Approves American Gene Technologies (AGT) to Move Forward with Phase 1 Clinical Trial of HIV Cure Program. // August 11, 2020

Haishan Li, et al. // Preclinical Development and Clinical-Scale Manufacturing of HIV Gag-Specific, Lentivirus Modified CD4 T Cells for HIV Functional Cure. // Molecular Therapy: Methods & Clinical Development, 2020, DOI: 10.1016/j.omtm.2020.04.024.