Генная терапия восстановила слух у пяти пациентов с наследственной глухотой

Пяти детям с наследственной глухотой, вызванной мутацией в гене OTOF, восстановили слух при помощи генной терапии. После инъекции аденоассоциированного вирусного вектора, несущего функциональный ген, в обе улитки у пациентов снижался порог громкости, вызывающей ответ в стволе мозга, с более чем 95 до 50–85 дБ. Также восстанавливалось восприятие речи и способность распознавать положение источника звука. Серьезных побочных эффектов зарегистрировано не было.

Credit:
123rf.com

Около 430 миллионов людей в мире страдают глухотой. Из них у примерно 26 миллионов она является врожденным заболеванием. Одна из причин наследственной глухоты — мутации в гене OTOF и сопровождающее их нарушение функции белка отоферлина. Данное заболевание называется аутосомно-рецессивной глухотой типа 9 (DFNB9). В статье, опубликованной в журнале Nature Medicine, представлены результаты применения генной терапии для восстановления слуха у пяти пациентов с DFNB9.

Для участия в исследовании были отобраны пять детей с мутацией в гене OTOF, которые не имели кохлеарного импланта. В качестве терапии использовали аденоассоциированный вирус серотипа 1, несущий трансген человеческого OTOF (AAV1-hOTOF). Этот подход показал безопасность на мышиных моделях, а также уже применялся для унилатерального (в одном ухе) восстановления слуха.

Пациентам вводили 1,5×1012 вирусных геномов в каждое ухо при помощи однократной инъекции в улитку через круглое окно. Одновременное введение вируса в оба уха было предусмотрено для предотвращения побочных эффектов, связанных с наличием в крови пациента антител к вирусу. Наблюдение за тремя пациентами проводилось в течение 26 недель, за двумя другими ­— в течение 13 недель.

До проведения терапии средний порог громкости, при которой наблюдался ответ в мозговом стволе у пациентов, превышал 95дБ. После терапии эти значения опустились до 50–85дБ. У всех пяти пациентов восстановились способности распознавания речи и локализации источника звука.

Для снижения риска воспалительного ответа пациентам вводили дексаметазон (синтетический глюкокортикостероид) внутривенно в течение восьми дней, начиная с трех дней до введения вирусного вектора. Всего было зафиксировано 36 нежелательных эффектов; все они относились к первой и второй степени, т.е. не представляли опасности. Изменений в структуре уха не наблюдалось. Векторная ДНК не обнаруживалась в крови пациентов спустя неделю после инъекции. Концентрация антител к вирусному вектору была повышенной через шесть недель после инъекции у всех пациентов.

Таким образом, исследование показало, что AAV1-hOTOF терапия позволяет достичь билатерального восстановления слуховых способностей у пациентов с DFNB9 без серьезных побочных эффектов. Авторы отмечают, что требуются дальнейшее исследование данного подхода на большем количестве пациентов. Наблюдение за пациентами, принявшими участие в исследовании, продолжается.


Источник

Wang, H., et al. Bilateral gene therapy in children with autosomal recessive deafness 9: single-arm trial results. // Nat Med, published June 05, 2024. DOI: 10.1038/s41591-024-03023-5

Добавить в избранное