Ингибитор онкогена MYC прошел первую фазу КИ

Экспрессия гена MYC, кодирующего фактор транскрипции, часто нарушается при онкозаболеваниях, что способствует быстрому прогрессированию опухолей. Испанские ученые впервые провели клинические испытания препарата OMO-103 (Omomyc) — ингибитора MYC — на пациентах с разными видами солидных опухолей. Лечение было эффективно и безопасно, а тяжелые побочные явления были обусловлены состоянием пациентов. Авторы продолжат КИ многообещающего препарата.

Комплекс Myc и Max с ДНК.

Белок Myc — плейотропный транскрипционный фактор, координирующий клеточную пролиферацию и рост, метаболизм, апоптоз и иммунную супрессию. Однако гиперэкспрессия гена MYC способствует развитию онкозаболеваний. Долгое время ученые пытались найти ингибитор для MYC. Группе ученых из Испании это удалось. В Nature Medicine опубликовали статью о фазе I клинических испытаний препарата-ингибитора OMO-103.

OMO-103 — мини-белок, состоящий из 91 аминокислоты, полученный на основе Omomyc. В 2019 году этот же коллектив ученых сообщил об успешном испытании Omomyc на мышах с немелкоклеточным раком легких. (Подробнее — на PCR.NEWS.) Этот белок препятствует димеризации MYC с его облигатным партнером MAX и тем самым ингибирует их взаимодействие с Е-боксом — участком в промоторных областях генов. При этом нарушается транскрипция целевого гена.

В исследовании приняли участие пациенты с разными метастатическими солидными опухолями. К моменту терапии они уже прошли от двух до 12 линий лечения. Всего было отобрано 22 человека, медианный возраст 60,5 лет. Еженедельно в течение 30–45 минут пациентам внутривенно вводили OMO-103 в дозировке 0.48, 1.44, 2.88, 4.32, 6.48 или 9.72 мг/кг. Курс лечения составил три цикла по три недели.

У десяти участников из 22 были зафиксированы побочные явления от инфузий. Самыми частыми стали озноб, лихорадка, тошнота, сыпь и гипотония. Шесть пациентов столкнулись с нежелательными реакциями единожды, остальные четверо — несколько раз. Реакции проявлялись через 2–5 часов после инфузии и проходили чаще всего в течение часа. 80,5% всех побочных явлений отнесли к первой степени тяжести, 16,6% — ко второй и 1,4% — к третьей. Реакцию третьей степени тяжести зафиксировали только у одной пациентки с карциномой яичников, которая реагировала похожим образом на цисплатин и некоторые антибиотики. Более высокие дозы препарата ассоциировались с большим количеством нежелательных реакций, но они легко предотвращались премедикацией. Таким образом, лекарство хорошо переносилось, а максимальная переносимая доза не была достигнута.

В сыворотке крови препарат выявлялся даже через 96 часов после инфузии. С помощью масс-спектрометрии ученые также смогли детектировать OMO-103 в биоптатах пациентов через 19 дней после окончания терапии. При этом антител к OMO-103 не обнаружили ни при каких дозах.

В исследование на эффективность включили 19 пациентов. Эффективность оценивалась по снимкам КТ в течение девяти недель терапии и девяти недель после ее окончания. Последнюю КТ через 9 недель провели двенадцати пациентам. У восьми из них болезнь стабилизировалась на период от 35 до 765 дней. Десять человек вывели из исследования из-за быстрого и резкого прогрессирования заболевания или побочных эффектов.

У пациента с аденокарциномой поджелудочной железы, получившего OMO-103 в качестве четвертой линии лечения, опухоль в целевых очагах уменьшилась на 8%. Количество циркулирующей опухолевой ДНК упало на 83%, а объем всех очагов поражения снизился на 49%.

Пациент с фибросаркомой плохо отвечал на предыдущие пять линий терапии, но смог оставаться стабильным в течение восьми месяцев лечения OMO-103.

Авторы продолжат исследования на большей выборке пациентов. Также они намерены оценить эффективность OMO-103 в комбинации с другими уже одобренными препаратами. Другой веткой работы станет валидация прогностических маркеров, которые сейчас обнаружили ученые.

Garralda E., et al. MYC targeting by OMO-103 in solid tumors: a phase 1 trial. // Nature Medicine (2024). DOI: 10.1038/s41591-024-02805-1