Изоформы белков могут быть ассоциированы с раком легких

Американские ученые обнаружили изоформы белка BMP1, которые по-разному экспрессируются у здоровых людей и у пациентов с немелкоклеточным раком легких. Полученная информация может быть использована для исследования механизмов развития рака, поиска новых биомаркеров и потенциальных терапевтических мишеней

Белок BMP.

Геном человека состоит из десятков тысяч генов, которые отвечают за синтез огромного числа белков. Это число увеличивается, если принять во внимание все возможные изоформы (протеоформы), возникающие из-за альтернативного сплайсинга, аллельных вариаций и посттрансляционных модификаций. Изучение изоформ белков представляет большой интерес в биомедицине, так как протеоформы одного гена могут иметь разные функции и, соответственно, играть разные роли в клеточных процессах. Протеомный анализ позволяет определить эти изоформы. Ученые из США проанализировали протеомы 188 образцов плазмы крови больных немелкоклеточным раком легких (НМРЛ) и здоровых людей. В результате они обнаружили четыре белка, изоформы которых различались у контролей и группы НМРЛ — костный морфогенетический белок 1 (BMP1), компонент комплемента 4a (С4а), компонент комплемента 1r (C1r) и лактатдегидрогеназа B (LDHB).

До сих пор было выявлено мало изоформ белков, относящихся к раку легких. Большинство исследований ограничивались уже существующими биомаркерами. Целью авторов было проведение независимого и непредвзятого анализа белков.

В исследовании участвовало 80 здоровых контролей и 61 человек с начальной стадией НМРЛ. Их плазму отфильтровали, чтобы снизить «шум», вносимый редкими пептидами. Сохранили 10 280 пептидов и 1 565 белков. Их проанализировали с помощью протеографии и масс-спектрометрии.

Изоформы некоторых белков значительно различались между двумя группами: BMP1, С4а, C1r и LDHB. До этого не было сообщений о роли протеоформ BMP1 в патогенезе, поэтому ученые сосредоточились на этом белке. Авторы отметили, что на уровне белка разницы между BMP1 нет, но на уровне пептидов были обнаружены семь форм, количество которых сильно разнится: уровни первых двух пептидов повышены на ранней стадии НМРЛ, а остальных пяти — у здоровых людей.

Для подтверждения того, что два группы пептидов принадлежат к различным протеоформам, все семь пептидов соотнесли с их генетическими последовательностями, включая четыре известные изоформы транскриптов, и упорядочили их в зависимости от порядка экзонов. Пептиды 1 и 2 оказались в первом сегменте, а пептиды 3–7 — во втором. Первый экзонный сегмент соответствует короткой изоформе BMP1, а второй — более длинной. Предполагается, что короткая изоформа BMP1 лишена способности высвобождать коллаген, что может влиять на развитие микроокружения опухоли. Это говорит о том, что протеоформы BMP1 играют определенную роль в развитии рака легких и могут использоваться в качестве биомаркеров. Предположение подтвердилось при исследовании пациентов на последних стадиях НМРЛ: у них также был повышен уровень короткой формы BMP1, а количество длинной снижено.

То, что были обнаружены только четыре изоформы, может быть объяснено небольшой выборкой пациентов, отсутствием протеоформ в плазме и их наличием в других жидкостях и тканях. Будущие исследования протеоформ могут подтвердить их полезность в качестве маркеров онкологии или откроют возможность их применения в качестве терапевтических мишеней.

Мультиомный анализ крови — инструмент для исследования ожирения