Изучена связь социального тревожного расстройства и микробиоты

В исследовании, опубликованном в PNAS, мышам пересаживали кишечную микробиоту пациентов с социальным тревожным расстройством или здоровых контролей. В экспериментальной группе у мышей не повышалась общая тревожность, но росла тревожность, связанная с социальным взаимодействием. Также трансплантация микробиоты влияла на иммунитет и выработку окситоцина в некоторых отделах мозга.

Для социального тревожного расстройства (СТР) характерны сильные страх и тревога в социальных ситуациях. СТР обычно впервые проявляется в детском или подростковом возрасте и часто влияет на человека в течение всей жизни. Выбор фармакологического лечения очень ограничен, такое лечение часто не дает эффекта. Нужны новые модели и исследования.

Известно, что микробиота кишечника влияет на мозг и поведение в социальных ситуациях. Также недавно было показано, что состав микробиоты кишечника пациентов с СТР отличается от здоровых контролей. Исследователи из Ирландии и Германии изучили связь микробиоты и СТР с помощью фекальной трансплантации от пациентов мышам, собственную микробиоту которых истощили с помощью антибиотиков.

Состав микробиоты пациентов с СТР и здоровых контролей охарактеризовали с помощью секвенирования 16S рРНК. Авторы подтвердили, что состав микробиоты у этих двух групп отличается. Они выбрали шесть пациентов и шесть контролей, у которых дополнительно с бактериому охарактеризовали также виром.

После трансплантации (в конце исследования) бета-разнообразие бактериома мышей в двух группах значительно различалось. Особенно были заметны различия в количестве бактерий Bacteroides nordii, Bacteroides cellulosiyticus и Phocaeicola massiliensi. Альфа-разнообразие бактериома не отличалось в двух группах, как и альфа- и бета-разнообразие вирома.

Исследователи оценили социальный страх, общительность и тревожное поведение у мышей после фекальной трансплантации. В эксперименте по обуславливанию социального страха мыши получали удары электрическим током при контакте с другой мышью. В результате повторного воздействия социального стимула мыши, получавшие трансплантат от пациента с СТР, меньше взаимодействовали с другой мышью. При этом отличий в реакции на несоциальные стимулы не было. Однако общительность и предпочтение новых социальных взаимодействий оставались неизменными в обеих группах, как и реакция на другие стрессы.

У мышей измерили уровни кортикостерона до и после теста принудительного плавания. До стрессового воздействия у мышей, получивших микробиоту пациентов с СТР, был понижен уровень кортикостерона. После воздействия стресса различий не было. Также у этих мышей был понижен ответ IL-17A на липополисахариды и конканавалин A в тонком кишечнике, а в крови было меньше CD4+ T-хелперов. То есть микробиота пациентов с СТР снижала уровень гормона стресса и подавляла периферический иммунитет. Также она влияла на уровни маркеров нейровоспаления и нарушала работу гематоэнцефалического барьера.

Уровень окситоцина измерили в паравентрикулярном ядре (PVN), супраоптическом ядре (SON) и ядре ложа краевой полоски (BNST). Эти области мозга играют ключевую роль в контроле социального поведения через окситоциновый сигналинг. В PVN или SON различий не было, но количество окситоцин-положительных нейронов в BNST было значительно ниже у мышей с микробиотой от пациентов с СТР. То есть BNST чувствительно к трансплантации микробиоты и ассоциировано со страхом социальных контактов.

Таким образом, микробиота людей с СТР может повышать у мышей уровень социального страха, и это связано с нарушением активации периферической иммунной системы и окситоциновым сигналингом. Ось микробиота-мозг может быть целью терапевтического вмешательства.

Дефицит регуляторных Т-клеток провоцирует тревогу и депрессию