Клетки рака используют «синонимичные» тРНК, чтобы метастазировать

Опухолевые клетки повышают свою способность к метастазированию, изменяя соотношение двух тРНК, которые соответствуют синонимичным кодонам, кодирующим изолейцин. Гены активации митоза обогащены одним из кодонов и обеднены другим, поэтому изменение относительных количеств тРНК может усилить экспрессию этих генов.

Генетический код человека содержит 61 кодон, кодирующий 20 аминокислот, и три стоп-кодона. Транспортные РНК (тРНК), декодирующие синонимичные кодоны, которые соответствуют одной и той же аминокислоте, называются изоакцепторами. Авторы статьи, опубликованной в Nature Cancer, сообщают об удивительном наблюдении: две изоакцепторные тРНК, которые декодируют кодоны изолейцина, во время прогрессирования рака молочной железы регулируются в противоположных направлениях. А именно, тРНКIleUAU активируется, а тРНКIleGAU подавляется по мере того, как растет способность клеток к метастазированию.

Ранее было показано, что экспрессия изоакцепторов может увеличиваться или угнетаться в раковых клетках и это влияет на их фентоип, например, увеличивает пролиферацию. В частности, тРНКGluUUC амплифицируется при раке молочной железы и способствует метастатической инвазии.

В новом исследовании авторы выполнили ChIP-seq в клетках слабо и сильно метастазирующего рака молочной железы, используя антитело, нацеленное на ДНК-связывающую субъединицу полимеразы III. В сильно метастазирующих клетках экспрессия тРНКIleUAU относительно увеличилась, а тРНКIleGAU — снизилась. Аналогичную картину показала FISH-гибридизация в опухолях на ранних или поздних стадиях.

Однако не было понятно, являются ли эти тРНК регуляторами или же наблюдаемый эффект сопровождает метастазирование, но не способствует ему. Чтобы решить этот вопрос, авторы провели эксперименты с CRISPR, РНК-интерференцией и сверхэкспрессией тРНК и подтвердили, что тРНКIleUAU стимулирует метастазирование, а тРНКIleGAU подавляет его. Тот же результат был получен in vivo на мышах с ксенотрансплантатами опухоли, в которых модулировали экспрессию тРНК.

Чтобы определить конкретные молекулярные механизмы, исследователи интегрировали данные рибосомного профилирования, масс-спектрометрической протеомики, таргетного мутагенеза и компьютерного анализа. Оказалось, что регуляция через тРНКIleUAU/тРНКIleGAU влияет на трансляцию специфических генов, стимулирующих рост. Авторы подтвердили, что опосредованное РНК-интерференцией истощение продуктов трех из этих генов (SMNDC1, LSM6 и PYCARD) снижает пролиферацию и метастазирование. В дальнейших исследованиях они сосредоточились на гене SMNDC1 и показали, что его способность изменять активность в зависимости от соотношения изоакцепторных тРНК определяется кодонным составом.

Согласно модели, предложенной авторами, модуляция тРНКIleUAU/тРНКIleGAU влияет на трансляцию генов. Когда тРНКIleUAU много, а тРНКIleGAU мало, рибосома задерживается на кодоне AUC, соответствующем антикодону GAU в тРНК, и быстрее проходит кодон AUA, соответствующий UAU. Следовательно, гены, обогащенные вторым кодоном, экспрессируются активнее. Авторы отмечают, что наборы митотических генов в геноме человека обеднены кодоном AUC и обогащены AUA.

Таким образом, открыта необычная роль пары изоакцепторных тРНК в патогенезе онкологических заболеваний: раковые клетки используют вырожденность генетического кода, чтобы облегчить себе переход к росту.

Модифицированная тРНК вызывает злокачественное перерождение клеток