Комбинация атезолизумаба и бевацизумаба снижает риск рецидива гепатоцеллюлярной карциномы

Отсутствие адъювантного лечения после резекции или абляции гепатоцеллюлярной карциномы оставляет пациентов один на один с высоким риском рецидива. Как показывает фаза 3 клинического исследования IMbrave 050, комбинация атезолизумаба и бевацизумаба после удаления опухоли существенно увеличивает безрецидивную выживаемость.

Credit:
123rf.com

Гепатоцеллюлярная карцинома (ГЦК) составляет около 90% первичных раков печени; это третья по значимости причина смертности от рака в мире. Резекция печени при ГЦК либо радиочастотная или микроволновая абляция опухоли связаны с высокой частотой рецидивов — 70–80% в течение 5 лет. Несмотря на это, клинические рекомендации для пациентов после потенциально излечивающего удаления ГЦК не предусматривают адъювантной терапии.Это единственный часто встречающийся вид рака, для которого не существует адъювантной терапии с доказанной эффективностью. Новое клиническое исследование показывает, что комбинация атезолизумаба и бевацизумаба после резекции или абляции ГЦК увеличивает безрецидивную выживаемость у пациентов с высоким риском рецидива.

В 2019 году была начата фаза 3 многоцентрового рандомизированного клинического исследования IMbrave 050. В нем оценивалась эффективность и безопасность адъювантной терапии комбинацией двух моноклональных антител — атезолизумаба и бевацизумаба (ингибиторы соответственно PD-L1 и VEGF). Исследование проводилось в 124 центрах 26 стран, в нем участвовали 668 человек с первичным диагнозом гепатоцеллюлярной карциномы, которые перенесли резекцию или абляцию, и имеют высокий риск рецидива. Риск рассчитывали по таким критериям, как размер и число опухолей, их гистологическая характеристика и т.д. Медианный возраст пациентов составил 58 лет (51–68 лет), 83% участников были мужчинами, 82% имели азиатское происхождение, и у 62% вероятной причиной рака печени был гепатит В.

Экспериментальная группа получала комбинации атезолизумаба и бевацизумаба внутривенно каждые 3 недели (17 циклов на протяжении года) либо до рецидива заболевания или появления токсичности. За контрольной группой вели активное наблюдение в соответствии с актуальными клиническими рекомендациями. Каждые 12 недель в первые 3 года проводили визуализирующие исследования участников обеих групп, чтобы исключить рецидивы.

Первичной конечной точкой для проверки эффективности лечения выбрана безрецидивная выживаемость. В качестве вторичных конечных точек также отслеживали общую выживаемость, время до рецидива, количество участников с антилекарственными антителами, концентрацию препарата в крови, число нежелательных явлений.

Участникам, у которых случится рецидив карциномы во время клинического исследования, разрешалось перейти в экспериментальную группу после повторной резекции или абляции и восстановления. Авторы отмечают, что такая перегруппировка пациентов может скомпрометировать результаты по общей выживаемости.

В журнале The Lancet опубликованы предварительные, но многообещающие результаты. Когда медианное время наблюдения достигло 17,4 месяца, риск рецидива или смерти был на 28% ниже в экспериментальной группе. Тяжелые или жизнеугрожающие нежелательные явления наблюдались у 136 (41%) пациентов экспериментальной группы и у 44 (13%) пациентов группы наблюдения.

Исследование продлится до 2028 года для завершения наблюдения за участниками и анализа всех конечных точек.

«Эти результаты способны изменить практику, и мы воодушевлены тем, что они могут привести к пересмотру рекомендаций по хирургической резекции и лечению гепатоцеллюлярной карциномы», — говорит автор исследования и сопредседатель руководящего комитета IMbrave050 профессор Пирс Чоу, старший хирург-консультант Сингапурской больницы общего профиля и Национального онкологического центра Сингапура.

Аргинин перепрограммирует метаболизм опухолевых клеток и способствует развитию рака печени

Источники

Shukui, Q., et al. Atezolizumab plus bevacizumab versus active surveillance in patients with resected or ablated high-risk hepatocellular carcinoma (IMbrave050): a randomised, open-label, multicentre, phase 3 trial // The Lancet. 2023. 20 Oct. 2023. DOI: 10.1016/S0140-6736(23)01796-8

Цитата по пресс-релизу

Добавить в избранное