Коннексин 43 обеспечивает заживление повреждений амниотической мембраны

Целостность плодных оболочек имеет критическое значение для выживания плода. В регенерации повреждений амниотической мембраны участвует белок коннексин 43. Он влияет на дифференцировку миофибробластов и их миграцию к месту повреждения. Миофибробласты синтезируют коллаген, который стягивает края раны и обеспечивает ее заживление.

jovannig | 123rf.com

Для полноценного развития и выживания ребенка, находящегося в утробе матери, очень важна целостность плодных оболочек. Инфекции или травмы могут их повреждать, что очень опасно для плода. В настоящее время в клинике не существует методов восстановления плодных оболочек.

Международная группа ученых исследовала механизмы заживления амниотической мембраны после повреждения. Это исследование — продолжение предыдущей работы авторов, где они показали важность коннексина 43 в заживлении ран.

Амниотические мембраны, полученные от доноров, повреждали, после чего культивировали их четыре дня. Авторы обнаружили клетки, которые мигрировали к повреждению и скапливались на краю раны. Они имели вытянутую форму. Среди этих клеток идентифицировали несколько популяций, в том числе миофибробласты, экспрессирующие альфа-актин гладких мышц.

Миофибробласты и амниотические мезенхимальные клетки экспрессировали коннексин 43. Этот белок способствовал дифференцировке мезенхимальных клеток в миофибробласты, влиял на воспалительные процессы и миграцию клеток к сайту повреждения. Миофибробласты синтезировали волокна коллагена, которые поляризовались и стягивали края раны, закрывая повреждение.

Избыточная экспрессия коннексина 43 влияла на способность клеток мигрировать в место повреждения. Авторы показали, что оверэкспрессия коннексина 43 ингибирует подвижность клеток. В результате при хронических повреждениях рана не может закрыться.

Повреждение амниотической мембраны также привело к увеличению экспрессии TGFβ1. Однако его роль в процессе закрытия раны еще не изучена. Авторы считают, что дальнейшее исследование роли коннексина 43 может помочь лечить повреждения плодных оболочек после травмы.

Costa E., et al. Cx43 mediates changes in myofibroblast contraction and collagen release in human amniotic membrane defects after trauma // Scientific Reports, 11, 16975 (2021), published online 18 August 2021. DOI: 10.1038/s41598-021-94767-4