Лейомиома матки и рак молочной железы имеют общую генетическую природу

Анализ нескольких больших GWAS, посвященных лейомиоме матки и раку молочной железы (РМЖ), выявил генетическую корреляцию между этими состояниями. Некоторые генетические локусы, общие для лейомиомы и РМЖ, располагаются рядом с известными онкогенами.

Срез лейомиомы под микроскопом.

Credit: drmicrobe | 123rf.com

Исследователи из Китая и США проверили, есть ли связь между риском лейомиомы матки и раком молочной железы (РМЖ) на генетическом уровне.

Лейомиома матки — это доброкачественная опухоль, которая в четверти случаев приводит к серьезным осложнениям, например, к сильным менструальным кровотечениям и бесплодию. У лейомиомы и РМЖ есть несколько общих факторов риска. Более того, эпидемиологические исследования выявляли положительные ассоциации между двумя заболеваниями. Однако генетическая корреляция между ними до сих пор не была ясна.

Авторы новой работы проанализировали данные полногеномных поисков ассоциаций (GWAS), посвященных лейомиоме и РМЖ. В исследование были включены GWAS 2019 года (8,7 млн генетических вариантов от 35,5 тыс. женщин с лейомиомой матки и 267,5 тыс. контролей) и 2020 года (10,8 млн генетических вариантов от 133,4 тыс. женщин с РМЖ и 113,8 тыс. контролей), а также данные за 2017 год от 69,5 тыс. женщин с эстроген-рецептор-положительным (ER+) РМЖ, 21,5 тыс. женщин с эстроген-рецептор-отрицательным (ER-) РМЖ и 105,9 тыс. женщин контрольной группы.

С помощью статистических методов ученые выявили значимую генетическую корреляцию между лейомиомой и РМЖ в целом. При этом она была очень сильной между ER+ РМЖ и лейомиомой, но незначимой между лейомиомой и ER- РМЖ.

Для дальнейшего анализа авторы разделили геном на 1 703 независимых участка. Они показали, что локусы, ответственные за развитие лейомиомы матки и РМЖ обоих типов расположены в участке 22q13.1 В этом же участке находятся гены, ассоциированные с онкогенезом (TNRC6B) и неблагоприятным прогнозом при раке яичников (CBX7).

Анализ на уровне SNP выявил 29 локусов, общих для лейомиомы и РМЖ. Из них 17 были ассоциированы с лейомиомой и ER-положительным РМЖ, и 14 — с лейомиомой и ER-отрицательным РМЖ. Некоторые из этих общих локусов располагались рядом с известными онкогенами, такими как TERT, TNRC6B и TP53. После исключения SNP с неравновесным сцеплением осталось девять не описанных ранее локусов с плейотропным действием. Наиболее значимый из них находился возле гена CDKN1A, кодирующего ингибитор циклин-зависимой киназы. Функции этого белка часто нарушены при онкозаболеваниях.

Наконец, связь генетической предрасположенности к лейомиоме с повышенным риском ER-положительного РМЖ подтвердили с помощью менделевского рандомизационного анализа.

Авторы отмечают, что исследование имеет ограничения. Так, в него были включены данные только по индивидам европейского происхождения. Кроме того, не было возможности для анализа половых хромосом, а статистическая мощность для выборки пациентов с ER-отрицательным РМЖ была снижена. Для подтверждения генетической связи между лейомиомой и РМЖ необходимы дальнейшие лабораторные и клинические исследования.

О малой молекуле, которая может стать лекарством от ER-положительного РМЖ — на PCR.NEWS.

Wu X, et al. Investigating the shared genetic architecture of uterine leiomyoma and breast cancer: a genome-wide cross-trait analysis. // American Journal of Human Genetics, published online 13 Jun 2022. DOI: 10.1016/j.ajhg.2022.05.015