Математические способности связаны с вариантами гена ROBO1

Ученые показали, что варианты гена ROBO1 связаны с объемом теменной коры правого полушария у детей. Для этих детей также обнаружены ассоциации между объемом теменной коры и результатами математического теста.

miraclemoments | 123rf.com

Математические способности отчасти наследуются. Они связаны с вариантами ряда генов, которые экспрессируются в нервной ткани и участвуют в развитии мозга. Один из таких генов, ROBO1, регулирует пренатальный рост коры головного мозга. Ученые из Института когнитивистики и нейронаук Общества Макса Планка с коллабораторами показали, что варианты гена ROBO1 у маленьких детей связаны с объемом серого вещества в правой теменной коре, который, в свою очередь, влиял на результаты математического теста у учеников второго класса.

Чтобы понять, как фенотипы нервной системы, обусловленные генетическими вариантами, связаны с математическими способностями, ученые объединили генотипирование с визуализацией мозга детей, не посещавших школу и не имевших математической подготовки.

Они проанализировали 18 однонуклеотидных полиморфизмов в 10 генах, для которых ранее заявлялась связь с математическими способностями, в образцах слюны 178 детей в возрасте от трех до шести лет. С помощью магнитно-резонансной томографии были получены изображения мозга для этих детей, а затем были определены ассоциации генетических вариантов с объемом серого вещества.

Ученые обнаружили, что варианты гена ROBO1 связаны с объемом теменной коры правого полушария — ключевой области, ответственной за количественные представления. Для 84 детей из когорты были доступны результаты стандартизованного математического теста, который проходят ученики второго класса (7–9 лет). Было показано, объемом теменной коры правого полушария, определяемый вариантами ROBO1 в значительной степени ассоциирован с результаты теста.

По мнению авторов, результаты их исследования говорят о том, что генетическая изменчивость может влиять на математические способности, участвуя в ранней стадии формирования системы количественной обработки информации в мозге.

Skeide M.A., et al. // Neurobiological origins of individual differences in mathematical ability. // PLoS Biology (2020) 18(10): e3000871; DOI: 10.1371/journal.pbio.3000871