Материнский и плацентарный иммунный ответ на коронавирус при беременности зависит от пола плода

При COVID-19 у беременных женщинах пол плода влияет на экспрессию провоспалительных и противовоспалительных молекул в плаценте и уровни антител в крови матери. Так, женщины, беременные мальчиками, производят и передают плоду меньше антител в ответ на инфекцию.

dolgachov | 123rf.com

Эпидемиологические исследования показывают, что мужчины чаще заражаются и тяжелее переносят COVID-19. Одна из причин — неодинаковый иммунный ответ мужчин и женщин на инфекцию, причем эти различия прослеживаются в любом возрасте (даже в утробе). В новой работе ученые показали, что беременные женщины тоже реагируют на инфекцию по-разному: реакция зависит от пола плода.

Команда ученых из США исследовала образцы пуповинной крови и плаценты 68 беременных женщин, 38 из которых заразились SARS-CoV-2 в третьем триместре беременности. Остальные 30 составили контрольную группу. Все беременности были одноплодными. В обеих группах половина участниц была беременна мальчиками.

Профилируя антитела к разным белкам SARS-CoV-2 (полноразмерный S-белок, его RBD, нуклеокапсидный белок и др.) материнской и пуповинной крови, ученые обнаружили, что женщины, беременные мальчиками, производили и передавали плоду меньше антител IgG против большинства исследуемых антигенов.

Перенос материнских антител через плаценту опосредован рецепторами Fc. Они расположены на поверхности иммунных клеток и связываются с определенным фрагментом антитела. У беременных женщин, зараженных коронавирусом, рецепторов FcRn, FCγRII и FCγRIII экспрессировалось больше, если пол плода был мужским. Уровень экспрессии FCγRI не зависел от пола плода и COVID-19. Однако даже увеличенное число рецепторов и их колокализация не обеспечивают нормальную передачу материнских антител плоду мужского пола.

Оказалось, что профиль гликозилирования материнских антител зависит от пола плода, и рецепторы, которых было больше в плаценте, если женщина ждала мальчика, распознавали только малую часть антител. При этом в плаценте наблюдалась гиперплазия клеток Хофбауэра — плацентарных макрофагов, экспрессирующих рецепторы FcγRI, II и III. Этим может объясняться повышенное количество рецепторов.

Авторы также выяснили, что пол плода влияет на уровни провоспалительных и противовоспалительных молекул в плаценте. Различия были выявлены как у COVID-положительных, так и у неинфицированных беременных женщин. Интересно, что плаценты COVID-отрицательных женщин, беременных девочками, как правило, демострировали более высокую экспрессию интерферон-стимулируемых генов (IFl6, CXCL10, OAS1, IL10), чем плаценты женщин, беременных мальчиками. Но это соотношение менялось при инфекции COVID-19: в этом случае мужской пол плода коррелировал с более высокими показателями экспрессии этих же генов. Аналогичную зависимость показали и для белков-цитокинов CXCL10 и CCL4.

Это означает, что у инфицированных COVID-19 женщин, беременных мальчиками, плацента в случае плода мужского пола экспрессирует больше интерферон-стимулируемых генов (ISG) и цитокинов. Такие результаты подтверждают полученные ранее данные о более интенсивном иммунном ответе мужского организма на SARS-CoV-2.

Все это говорит о том, что пол плода действительно влияет на материнский и плацентарный иммунный ответ на коронавирусную инфекцию. В планах ученых — изучение иммунного ответа плаценты и уровней антител в крови беременных женщин после вакцинации в зависимости от времени после вакцинации и пола плода.

«Мы хотим знать, что происходит с плацентой, когда мамы вакцинируются от COVID-19 в каждом из трех триместров, и как пол плода влияет на это», — говорит главный автор работы Андреа Эдлоу, специалист Массачусетской больницы общего профиля.

Bordt E., et al. Maternal SARS-CoV-2 infection elicits sexually dimorphic placental immune responses // Science Translational Medicine, published October 19, 2021, DOI: 10.1126/scitranslmed.abi7428