Микробиота кишечника может вызывать депрессию

Группа ученых из Нидерландов проанализировала связь депрессии и состава микробиоты кишечника двух когорт (1054 и 1539 человек). Они выявили 12 родов и одно семейство бактерий, ассоциированное с симптомами депрессии. При этом с помощью менделевской рандомизации была установлена причинно-следственная связь между депрессией и присутствием бактерий рода Eggerthella. Выявленные микроорганизмы вовлечены в выработку глутамата, бутирата, серотонина и гамма-аминомасляной кислоты — ключевых нейротрансмиттеров, связанных с депрессией.

Депрессия — самое распространенное психическое расстройство, однако его патогенез изучен недостаточно хорошо. Неудовлетворительные результаты GWAS и низкие показатели наследуемости заставляют ученых искать молекулярные биомаркеры депрессии за пределами генетики.

Ученые обратили внимание на кишечную микробиоту. Есть свидетельства того, что она влияет на активность мозга. Исследования на животных позволяют предполагать наличие связи между микробиотой и нейробиологическими чертами депрессии. Пересадка микробиоты людей с депрессией крысам вызвала у последних поведенческие и физиологические изменения, характерные для депрессии. А употребление пре- и пробиотиков положительно сказывается на настроении и тревожности человека. Большинство предыдущих исследований на эту тему были небольшими, а полученные результаты не перекрывались.

В новой работе группа ученых из Нидерландов проанализировала связь разнообразия и состава микробиоты 1054 человека из Роттердамского исследования (RS) с депрессией. При этом учитывались образ жизни и принимаемые медикаменты. Анализ повторили на голландских участниках когорты HELIUS (1539 человек).

В обеих когортах преобладали типы Firmicutes, Bacteroidetes, Actinobacteria и Proteobacteria. Альфа-разнообразие было отрицательно связано с симптомами депрессии. Связь бета-разнообразия с депрессией была показала только для RS, но не для HELIUS.

Для 24 родов, трех семейств, одного класса, двух порядков и одного типа была показана связь с симптомами депрессии в когорте RS, для 12 родов и одного семейства — в обеих когортах. Туда входили Sellimonas, Eggerthella, Ruminococcaceae (UCG002, UCG003, UCG005), Coprococcus 3, Lachnoclostridium, Hungatella, Lachnospiraceae UCG001, Ruminococcus gauvreauii group, Eubacterium ventriosum и Subdoligranulum. Среди этих 12 родов десять принадлежали к семействам Ruminococcaceae и Lachnospiraceae. Представителей Ruminococcaceae было меньше у людей с депрессией, а представителей Lachnospiraceae обычно было больше.

Лучше всего предсказывает депрессию наличие в микробиоте Ruminococcaceae UCG005, Christensenellaceae R7 group, Lachnoclostridium, Eggerthella, Sellimonas и Hungatella. Менделевская рандомизация (MR) установила причинно-следственную связь между депрессией и присутствием бактерий рода Eggerthella.

Связь Eggerthella, Subdoligranulum, Coprococcus и Ruminococcaceae с депрессией уже была показана в ранних исследованиях. Повышенное содержание Eggerthella в микробиоме людей с депрессией находили в восьми предыдущих исследованиях. Сниженное содержание Subdoligranulum и Coprococcus ранее показывали у людей с тревожностью и депрессией. Subdoligranulum и Coprococcus вовлечены в выработку бутирата, а содержание Subdoligranulum повышается при употреблении омега-3-ненасыщенных жирных кислот

Исследование впервые показало связь Sellimonas и Hungatella с симптомами депрессии. Повышенное содержание представителей Sellimonas ранее показывали при воспалительных заболеваниях и дисбиозах. Hungatella вырабатывает прекурсор триметиламиноксида, который ассоциирован с сердечно-сосудистыми и неврологическими заболеваниями, в том числе депрессией.

Большинство выявленных микроорганизмов вовлечено в производство глутамата и бутирата. Eggerthella также участвует в выработке серотонина и гамма-аминомасляной кислоты. Все это — ключевые нейротрансмиттеры, ассоциированные с депрессией.

Связь метаболома крови с кишечной микробиотой и геномом хозяина даст ключ к прецизионной терапии