Связь метаболома крови с кишечной микробиотой и геномом хозяина даст ключ к прецизионной терапии
Американские ученые установили ассоциации 595 метаболитов крови с кишечным микробиомом или с генетическими факторами организма-хозяина. В 69% случаев определяющим фактором стал микробиом. Предполагается, что манипулировать этими метаболитами можно с помощью диеты и пробиотиков.
Исследователи из Института системной биологии (Сиэтл, США) выяснили, что на состав метаболитов в нашей крови в большей степени влияет не наследственность, а микрофлора кишечника. Работа опубликована в Nature Metabolism.
Состав крови, определяемый в том числе и продуктами метаболизма, является важным диагностическим показателем. Совокупность молекул метаболитов (метаболом) не случайно образно называют молекулярным «зеркалом» нашего здоровья. Предыдущие исследования установили, что метаболом плазмы тесно связан как с генетикой, так и с микробиомом кишечника. В новой работе ученые решили выяснить степень влияния каждого из этих факторов.
С этой целью они собрали и проанализировали образцы крови и кала. Для крови проводились определение метаболитов с помощью ВЭЖХ-МС и полногеномное секвенирование. В кале определяли последовательности бактериальных генов 16S рРНК. Все участники исследования были подписчиками программы Arivale Scientific Wellness, которая предполагала глубокое фенотипирование с использованием мультиомных данных в сочетании с персонализированным обучением по улучшению общего состояния здоровья и самочувствия. (Компания Arivale, запустившая программу, прекратила свое существование в 2019 году.) Отобранная когорта включала 1 569 человек, в том числе 997 женщин и 572 мужчины. Средний возраст когорты составил 49 ± 11 лет, средний ИМТ был равен 28,2 ± 6,6.
Авторы определили 930 метаболитов крови и провели GWAS и поиск ассоциаций с микробиомом для каждого из них. Значимые ассоциации были установлены для 595 из 930 молекул. При этом 69% ассоциаций были обусловлены исключительно микробиомом, 15% — исключительно генетикой и 16% находились под гибридным контролем генома и микробиома. В частности, в число последних вошли жирные кислоты, фенилаланин, тирозин, пиримидин и глицин.
Результаты исследования признаны многообещающими, потому что дают ключи к разработке терапии нарушений метаболизма. Они указывают на то, что большим количеством метаболитов можно манипулировать с помощью диеты и пробиотиков. В то же время метаболиты, находящиеся под строгим генетическим контролем, не буду реагировать на изменения образа жизни, а потому их надо рассматривать как мишени для фармакологических вмешательств.
Для некоторых метаболитов описаны необычные ассоциации. Например, церамиды были связаны с микробиомом или с генетическими факторами человека в зависимости от длины их цепи. Ранее было показано, что церамиды вовлечены в такие заболевания как болезнь Альцгеймера, депрессия и расстройства настроения. Разделение церамидов по факторам их контроля позволит улучшить дизайн прецизионных терапевтических средств.
Источник
Diener, C., Dai, C.L., Wilmanski, T., et al. Genome–microbiome interplay provides insight into the determinants of the human blood metabolome. // Nature Metabolism, Published: 10 November 2022; DOI: 10.1038/s42255-022-00670-1