Моноклональное антитело защищает плод от иммунной системы матери
Гемолитическая болезнь плода и новорожденного (ГБПН) развивается, когда материнские антитела атакуют эритроциты плода из-за несовместимости антигенов. При тяжелом течении ГБПН может привести к потере беременности. Моноклональное антитело нипокалимаб блокирует передачу антител через плаценту. Из 13 беременных с высоким риском тяжелой ГБПН, получавших нипокалимаб, шесть родили живых детей без внутриутробных переливаний крови; всего удалось сохранить 12 беременностей.
The New England Journal of Medicine опубликовал результаты клинического исследования нового препарата против гемолитической болезни плода и новорожденного (ГБПН). Это патологическое состояние является одной из основных причин желтухи новорожденных. Массовый распад (гемолиз) эритроцитов при ГБПН происходит из-за иммунологического конфликта матери и плода — несовместимости крови матери и плода по антигенам эритроцитов (резус-фактор и другие антигены групп крови). В крови матери вырабатываются антитела против антигенов плода, они проникают через гематоплацентарный барьер и атакуют эритроциты. Течение заболевания может быть легким, но бывает и крайне тяжелым, приводящим к гибели плода.
Текущий стандарт лечения ГБПН включает внутриутробные переливания крови под контролем УЗИ. Переливания сами по себе могут вызвать гибель плода, преждевременный разрыв плодных оболочек и преждевременные роды. Эти процедуры приходится начинать около 22-й недели беременности; 15–20% беременностей все равно заканчиваются потерей плода, а водянка плода наблюдается в 24–38% случаев. Дородовое лечение внутривенным иммуноглобулином с плазмаферезом может отсрочить внутриутробные переливания, но и оно тоже связано с плохими исходами беременности. Поэтому продолжается поиск альтернативных подходов к терапии.
Нипокалимаб компании Johnson & Johnson — моноклональное антитело, которое с высокой аффинностью связывает и блокирует неонатальный Fc-рецептор (FcRn). Этот рецептор кодируется геном FCGRT и распознает иммуноглобулины G (IgG), причем взаимодействует не с тем участком Fc-фрагмента, что «взрослый» Fc-рецептор. Изначально он был идентифицирован у грызунов как рецептор, переносящий материнские IgG из молока в кровь детеныша через эпителий кишечника. Но он также транспортирует материнские IgG через плаценту.
Блокировка FcRn с помощью нипокалимаба предотвращает передачу плоду материнских антител, способных атаковать эритроциты, а также снижает уровни циркулирующих IgG в кровотоке матери, при этом сохраняя иммунную функцию. Нипокалимаб может применяться для лечения заболеваний матери и плода, опосредованных материнскими антителами, например, фетальной/неонатальной аллоиммунной тромбоцитопении или иммуноопосредованной врожденной блокады сердца. Он также может лечить аутоиммунные заболевания, не связанных с беременностью, такие как ревматоидный артрит и миастения. В феврале 2024 года Управление по контролю продуктов и лекарств США (FDA) предоставило нипокалимабу статус прорывной терапии для лечения аллоиммунизированных беременных с высоким риском тяжелой ГБПН.
Фаза 2 клинического исследования UNITY, спонсируемая J&J, включала 13 беременных женщин, у которых была в анамнезе потеря плода либо назначались ранние внутриутробные переливания крови во время предыдущей беременности из-за ГБПН. Тесты ДНК показали, что их нынешний плод также подвержен высокому риску ГБПН. Участницы получали нипокалимаб внутривенно между 14-й и 35-й неделями беременности (30 или 45 мг/кг веса тела в неделю).
Первичной конечной точкой было живорождение на 32-й неделе беременности или позже без внутриутробных переливаний крови. Этой точки достигли 7 из 13 беременных (54%); шести из семи младенцев переливание не потребовалось даже после рождения. Ни у одного из новорожденных не развилась водянка плода. Шесть плодов получили внутриматочное переливание: пять на 24-й неделе беременности или позже, и один, впоследствии погибший — на 23-й неделе. В общей сложности 12 из 13 беременностей закончились рождением живого ребенка.
«Если дальнейшие исследования подтвердят эффективность нипокалимаба для терапии ГБПН, это сделает лечение плода при таких беременностях более безопасным и простым для беременных мам», — сказал первый автор статьи Кеннет Моис-младший,
В конце 2023 года компания Johnson & Johnson начала фазу 3 КИ нипокалимаба при ГБПН под названием AZALEA для дальнейшей оценки его эффективности и безопасности.
Беременность после аллогенной трансплантации гемопоэтических стволовых клеток возможна
Источник
Kenneth J. Moise, Jr., et al. Nipocalimab in Early-Onset Severe Hemolytic Disease of the Fetus and Newborn // The New England Journal of Medicine. 2024; 391: 6. 526-537. DOI: 10.1056/NEJMoa2314466
Цитата по пресс-релизу