Найден ингибитор репликации SARS-CoV-2

Поиск препаратов против COVID-19 ведется в первую очередь среди веществ, безопасность которых для людей уже доказана. Американские ученые показали, что противовирусное вещество меримеподиб (MMPD) на несколько порядков уменьшает титр вируса SARS-CoV-2 в культуре клеток. В перспективе MMPD можно будет использовать в сочетании с другими противовирусными препаратами и иммуномодуляторами, возможно, в качестве профилактического средства.

Тестирование уже известных противовирусных средств широкого действия — один из подходов к поиску эффективных лекарств против нового SARS-CoV-2. К таким препаратам относится обсуждаемый в препринте статьи, опубликованном на bioRxiv, меримеподиб ( merimepodib, MMPD), уже показавший свою безопасность для человека на второй стадии клинических испытаний и эффективность против гепатита С, вируса Зика, Эболы и других РНК-содержащих вирусов в культуре клеток. (Правда, в исследовании с 286 пациентами, у которых был резистентный к предшествующей терапии гепатит С, MMPD не показал преимуществ.) MMPD неконкурентно ингибирует инозин-5’-монофосфатдегидрогеназу, участвующую в синтезе нуклеотида гуанина, препятствуя таким образом репликации вирусов в клетках хозяина. В отличие от многих противовирусных средств MMPD взаимодействует с ферментом инфицированной клетки, а не с белками вируса, что снижает риск возникновения лекарственной устойчивости.

Исследователи заражали SARS-CoV-2 клетки почечного эпителия зеленых африканских мартышек (Vero cells) и инкубировали разное время и при различных концентрациях MMPD. Препарат добавляли до заражения вирусом. Лучше всего действовали концентрации 10 мкМ MMPD, но эффект более низких концентраций, 3,3 и 5 мкМ, тоже был заметен через 16-24 часа.

На этой же линии клеток протестировали и другой противовирусный препарат – T-705, который является аналогом нуклеотида и взаимодействует непосредственно с вирусной полимеразой. Однако этот препарат оказался неэффективным против SARS-CoV- 2.

Результаты исследования показали, что низкие концентрации MMPD ингибируют репликацию вируса и препарат имеет потенциал в качестве профилактического средства. Необходимо дальнейшее изучение механизма ингибирования репликации и оценка эффективности на животных моделях.

Bukreyeva N., et al. // The IMPDH inhibitor merimepodib suppresses SARS-CoV-2 replication in vitro // bioRxiv. 2020. DOI: 10.1101/2020.04.07.028589