Найдены молекулярные маркеры глии нервно-мышечного синапса
Перисинаптические шванновские клетки не участвуют в образовании миелиновой оболочки, но играют роль в развитии, функционировании нервно-мышечных синапсов и их восстановлении после травм. Ранее их исследовали, опираясь на особенности анатомического строения, но ученые обнаружили специфический молекулярный маркер таких клеток.
В мышцах трансгенной мыши S100β-GFP;NG2-dsRed красным помечены NG2-положительные клетки, зеленым — все шванновские клетки. Перисинаптические шванновские клетки с обеими метками окрашены в желтый цвет. Они находятся вблизи нервно-мышечных синапсов, окрашенных голубым.
Credit:
Пресс-релиз Университета Брауна
Нервно-мышечный синапс состоит из трех частей: моторного нейрона, мышечного волокна и специализированной синаптической глии — перисинаптических шванновских клеток. Их исследование затруднено тем, что ранее были неизвестны молекулярные маркеры таких клеток. Ученые из США обнаружили, что их можно идентифицировать, экспрессируя комбинацию из кальций-связывающего белка B (S100β) и нейрон-глиального антигена-2 (NG2).
Ученые сфокусировались на NG2 по нескольким причинам. Во-первых, было обнаружено, что он коэкспрессируется с S100β, классическим маркером всех шванновских клеток. Во-вторых, он экспрессируется в скелетных мышцах и клетках-предшественниках нейронов. Чтобы определить, экспрессируется ли NG2 в перисинаптических шванновских клетках, они создали линию трансгенных мышей, у которых NG2 помечен красным флуоресцентным белком, а S100β — зеленым. В итоге они обнаружили, что совместно эти маркеры экспрессируются только в клетках глии, расположенных в нервно-мышечном синапсе. Основываясь на местоположении и морфологии таких клеток, они пришли к выводу, что комбинация из S100β и NG2 может служить молекулярной сигнатурой перисинаптических шванновских клеток.
По словам авторов, это открытие поможет исследовать клеточные и молекулярные механизмы функционирования перисинаптических шванновских клеток в нервно-мышечном синапсе во время развития организма, после травмы, в пожилом возрасте и при таких заболеваниях, как боковой амиотрофический склероз.
«Мы можем наконец изучать, как все три компонента синапса — нейроны, мышцы и глия — общаются друг с другом, — утверждает руководитель работы Грегорио Вальдес, профессор Брауновского университета. — Теперь у нас есть уникальный и важный инструмент для идентификации этой критической части синапса».
Источники
Castro, R., et al. // Specific labeling of synaptic schwann cells reveals unique cellular and molecular features // eLife 2020; 9: e56935; DOI: 10.7554/eLife.56935
Цитата по пресс-релизу