Найдены новые мишени для комбинированного лечения Т-клеточного лимфобластного лейкоза

Ученые из Нидерландов вместе с коллегами из США выполнили фосфопротеомное профилирование острого Т-клеточного лимфобластного лейкоза, чтобы выявить активные протеинкиназы — потенциальные мишени лекарств. Полученные данные могут послужить основой для новых схем комбинированного лечения.

spukkato | 123rf.com

Т-клеточный острый лимфобластный лейкоз (Т-ОЛЛ) — агрессивное злокачественное новообразование, возникающее в результате пролиферации незрелых предшественников Т-клеток, и на его долю приходится около 15% случаев ОЛЛ у детей. Несмотря на определенные успехи онкологии в лечении детского Т-ОЛЛ, у каждого пятого ребенка в течение четырех лет после начала терапии возникает рецидив.

Одним из наиболее успешных методов лечения рака считается применение ингибиторов протеинкиназ. Однако киназы-мишени, активируемые геномными аномалиями, редко встречаются при Т-ОЛЛ. Тем не менее они могут быть активированы и при отсутствии генетических дефектов. Чтобы найти слабые места в работе протеинкиназ, ученые из Центра детской онкологии принцессы Максимы (Утрехт, Нидерланды) вместе с коллегами применили методы фосфопротеомики.

Для исследования фосфопротеома человеческого T-ОЛЛ получали белковые экстракты из 11 клеточных линий T-ОЛЛ и проводили обогащение фосфопептидами с помощью иммунопреципитации против фосфотирозина или диоксида титана. Фосфорилированные белки идентифицировали с помощью жидкостной хроматографии и тандемной масс-спектрометрии. Активность киназ оценивали с использованием алгоритма ранжирования киназной активности и визуализации сетей «киназа-субстрат» (Integrative iNferred Kinase Activity, INKA). Затем для наиболее активных киназ подбирали ингибиторы в базе ProteomicsDB и тестировали in vitro.

После «отсеивания» кандидатов с помощью INKA исследователям удалось выделить несколько белков, о связи которых с Т-ОЛЛ уже известно. В этот список вошли лимфоцит-специфическая тирозинкиназа LCK, тирозинкиназа SRC, циклинзависимые киназы CDK1 и CDK2, рецептор инсулина (INSR) и рецептор инсулиноподобного фактора роста 1 (IGF-1R).

При тестировании in vitro наилучшие результаты показал ингибитор CDK1/CDK2 милциклиб, оказывающий цитостатическое действие на клетки T-ОЛЛ. В настоящий момент этот препарат находится на стадии клинических исследований для лечения тимомы и гепатоцеллюлярной карциномы. Однако тирозинкиназы LCK и SRC, высокоактивные при Т-ОЛЛ, демонстрировали ограниченную чувствительность к АТФ-конкурентным ингибиторам SRC/ABL, в частности к дазатинибу. Лишь две линии из 11 — HSB-2 и ALL-SIL — показали высокую чувствительность к ним. Исследователи связывают это с тем, что фармакологическое ингибирование активностей этих киназ эффективно только для тех типов Т-ОЛЛ, клетки которых имеют перестройки в соответствующих генах.

Для дальнейшего изучения роли и возможного таргетирования киназ семейства Src при T-ОЛЛ ученые искали возможные вышестоящие киназы или рецепторы, которые могут объяснить активацию LCK и других. Такими звеньями стали рецептор инсулина (INSR) и рецептор инсулиноподобного фактора роста 1 (IGF-1R): ингибировав их одновременно с тирозинкиназами, исследователи добились положительного эффекта от применения дазатиниба. «Мы обнаружили, что блокирование LCK или SRC одновременно с INSR/IGF-1R очень эффективно уничтожает раковые клетки. Даже при низких концентрациях препаратов, которые мы использовали, комбинация была более эффективной, чем любое лечение по отдельности», — комментирует автор исследования Валентина Кордо, аспирант группы Мейеринка Центра детской онкологии принцессы Максимы.

«При изучении потенциальных новых способов борьбы с лейкемией важно иметь полную картину слабых мест в ее клетках. Мы показали, что анализ активности белка дает более полную картину этих недостатков. В будущем это может помочь найти другие новые стратегии лечения детей с ОЛЛ, которые не реагируют на стандартную терапию», — добавляет Валентина Кордо.

Cordo V. et al. Phosphoproteomic profiling of T cell acute lymphoblastic leukemia reveals targetable kinases and combination treatment strategies. // Nature Communications. 2022, DOI:  10.1038/s41467-022-28682-1