Низкий уровень тестостерона у мужчин — фактор риска тяжелого протекания COVID-19

Ученые из США провели когортное исследование зависимости уровней тестостерона, эстрадиола и инсулиноподобного фактора роста 1 и тяжести протекания коронавирусной инфекции. У мужчин с тяжелым протеканием COVID-19 уровень тестостерона был на 65–85% ниже, чем у мужчин с умеренными симптомами. У женщин подобной зависимости не наблюдали.

Credit:
Narongrit Sritana | 123rf.com

У мужчин чаще, чем у женщин, развиваются тяжелые симптомы при COVID-19. Существует предположение, что это связано с различиями в уровнях половых гормонов у полов. Ранее уже появлялось сообщение, что мужчины с раком простаты, проходящие антиандрогенную терапию, реже заражаются COVID-19 (подробнее — на PCR.NEWS). Однако ученые из США провели когортное исследование и показали, что низкий уровень тестостерона связан с более тяжелым протеканием болезни.

В исследовании приняли участие 152 человека с коронавирусной инфекцией, которые обратились в Еврейскую больницу Барнса в Сент-Луисе с марта по май 2020 года; 143 человека были госпитализированы. Среди них было 90 мужчин и 62 женщины. Уровень половых гормонов измеряли при обращении, а также на третий, седьмой, 14-й и 28-й день госпитализации, пока пациент пребывал в больнице.

При обращении тестостерон измерили у 76 мужчин; у 68 его уровень был меньше референсных значений. К третьему дню госпитализации концентрация тестостерона в крови снижалась, потом возвращалась к изначальному значению к 28-му дню.

Из 90 мужчин с COVID-19 84 были госпитализированы, у 66 заболевание протекало в тяжелой форме, 25 умерли. У мужчин с тяжелым течением коронавирусной инфекции уровень тестостерона был ниже, чем у мужчин с умеренными симптомами: на 64,9% при поступлении, на 82,9% на третий день и на 84,1% на седьмой день. Уровни эстрадиола и инсулиноподобного фактора роста 1 (IGF-1) не различались у этих групп.

У мужчин, которым требовалась искусственная вентиляция легких, реанимация, а также у умерших уровень тестостерона был ниже, а соотношение уровней эстрадиола к тестостерону — выше, чем у остальных.

Уровень тестостерона при обращении демонстрировал обратную корреляцию с уровнями IL-6, CRP, IL-1ra, HGF и CXCL10, а на третий день — IL-6, IL-1ra, IL-2 рецептора, HGF, MCP-1 и CXCL9. Уровни эстрадиола и IGF-1 значимо не коррелировали с уровнями цитокинов.

Ученые не выявили связи между тяжестью протекания COVID-19 и уровнями цитокинов у женщин и концентрациями тестостерона, эстрадиола и IGF-1 в крови.

Провели РНК-секвенирование мононуклеарных клеток периферической крови. У мужчин, но не у женщин, гены сигнальных путей андрогена и эстрогена экспрессировались сильнее в моноцитах пациентов, которым требовалась реанимация.

Таким образом, у мужчин с тяжелым течением COVID-19 уровень тестостерона был на 65–85% ниже, чем у мужчин с умеренными симптомами, и эти данные не зависели от наличия других факторов риска. Полученные результаты противоречат представлению о том, что тестостерон — это фактор риска. Наоборот, у мужчин он может выполнять протективную функцию. Однако также возможно, что низкий уровень тестостерона — это только признак других, пока неизвестных процессов.

Авторы отмечают, что они измеряли уровни гормонов более точным методом (жидкостной хроматографией с масс-спектрометрией), чем в предыдущих исследованиях.

Источник

Dhindsa S., et al. // Association of Circulating Sex Hormones With Inflammation and Disease Severity in Patients With COVID-19 // JAMA Netw Open. 2021;4(5):e2111398, published May 25, 2021, DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2021.11398

Добавить в избранное