Пациенты с раком простаты, проходящие антиандрогенную терапию, реже заражаются COVID-19

Ученые проанализировали данные пациентов из 68 больниц Италии и пришли к выводу, что прием антиандрогенных препаратов уменьшает риск заражения COVID-19 и тяжесть заболевания. Кроме того, COVID-19 у мужчин протекает тяжелее, чем у женщин.

Молекула тестостерона.

Credit: Raimundo79 | Shutterstock.com

SARS-CoV-2 использует трансмембранную сериновую протезазу 2 (TMPRSS2) человека для проникновения в клетку. Экспрессия гена, кодирующего этот фермент, регулируется уровнем андрогенов — мужских половых гормонов, причем чем выше их уровень, тем больше фермента TMPRSS2. Значит, терапия, направленная на угнетение выработки андрогенов, которую применяют при некоторых видах рака простаты, может снижать риск заражения и облегчать течение COVID-19.

Эту гипотезу проверили ученые из Италии и Швейцарии, проведя ретроспективный анализ клинико-демографических данных для большой выборки пациентов из 68 госпиталей в Венето — регионе Италии, сильнее других пострадавшем от новой коронавирусной инфекции. На 1 апреля 2020 года в госпиталях находились 9 280 человек с диагнозом COVID-19, 4 532 из них — мужчины. Течение болезни было более тяжелым у мужчин, чем у женщин. Исследователи обнаружили, что риск заражения новым коронавирусом в целом выше среди пациентов, больных раком. При этом для пациентов с раком простаты, получающих антиандрогенную терапию, риск заражения оказался значительно ниже по сравнению с теми, кто такую терапию не получал. Можно предположить, что снижение уровня TMPRSS2, вызванное ингибированием андрогенов у пациентов с раком простаты, уменьшает риск заражения COVID-19.

Однако эти результаты можно объяснить иначе. Так, больные раком могли чаще тестироваться на COVID-19 (и, как следствие, у них с большей частотой обнаруживали SARS-CoV-2) просто потому, что они чаще посещали госпиталь из-за основного заболевания. Кроме того, пациенты с раком простаты, получающие антиандрогенную терапию, могли более ответственно подходить к соблюдению мер, снижающих риск заражения COVID-19 (соблюдение социальной дистанции, тщательное мытье рук и т. д.).

Препараты, подавляющие андрогены, имеют временный эффект. Так, антагонисты гормона гонадолиберина (luteinizing hormone releasing hormone, LH-RH) снижают уровень тестостерона на 48 часов. При отмене препарата уровень тестостерона возвращается к исходным значениям. Если такая терапия проводится менее месяца, серьезных побочных эффектов не возникает. На основании этого авторы работы считают, что антиандрогенные препараты могли бы применяться для профилактики COVID-19 или облегчения симптомов у мужчин без рака простаты.

В то же время главный редактор журнала Annals of Oncology, на страницах которого опубликована работа, отмечает: «Это исследование не дает окончательного заключения о роли антиандрогенной терапии при коронавирусной инфекции. Препараты, снижающие уровень андрогенов, не должны применяться для лечения COVID-19 до тех пор, пока их эффективность не будет подтверждена в проспективных клинических исследованиях».

Источник

M. Montopoli, et al // Androgen-deprivation therapies for prostate cancer and risk of infection by SARS-CoV-2: a population-based study (n=4532). // Annals of Oncology, Available online 6 May 2020; DOI: 10.1016/j.annonc.2020.04.479

Пресс-релиз
Добавить в избранное