Новое лекарство останавливает деменцию при болезни Альцгеймера

Болезнь Альцгеймера часто приводит к утрате памяти, но в некоторых случаях организм предотвращает этот процесс. Международная группа ученых нашла компенсаторный механизм и смогла сохранить память мышам с амилоидными бляшками. Сейчас лекарство проходит вторую стадию клинических испытаний.

Photographee.eu | Shutterstock.com

Снижение умственных способностей — самый известный симптом болезни Альцгеймера. Однако почти у 25% людей с характерными для этого заболевания изменениями в бета-амилоидах и тау-белке деменция не развивается. Вероятно, дело в компенсаторных механизмах, которые купируют симптом.

На этот факт обратила внимание команда исследователей из Пекинского университета, Университета штата Нью-Йорк в Буффало и компании Tetra Discovery Partners Inc (ныне Tetra Therapeutics). Они изучили ингибитор белка PDE4D — фермента, разлагающего сигнальную молекулу цАМФ. PDE4D был известен как белок, связанный с функционированием синапсов и умственными способностями. Низкие концентрации его субстрата, цАМФ, приводят к ухудшению памяти.

Ученые изменили ген PDE4D у мышей таким образом, что он стал идентичен человеческому. Ингибитором к человеческому (и гуманизированному мышиному) PDE4D стало разработанное сотрудниками Tetra Therapeutics низкомолекулярное соединение BPN14770. Для симуляции болезни Альцгеймера в гиппокамп мышей вводили олигомеры бета-амилоида Aβ1-42. Умственные способности животных оценивались при помощи Y-образного лабиринта и теста Морриса на пространственную ориентацию в воде.

BPN14770 действительно предотвратил потерю пространственной ориентации и ухудшение кратковременной памяти у животных, которым вводили Aβ1-42. Ослабление негативных эффектов бета-амилоида наблюдалось и на клеточном уровне: как морфология нейронов гиппокампа, так и их паттерны экспрессии остались в норме.

Эффективность BPN14770 в повышении уровня цАМФ не вызывает сомнений — препарат прошел первую стадию клинических испытаний, в ходе которых показал способность улучшать кратковременную память. Уже начата вторая стадия: BPN14770 будут испытывать на 255 пациентах с болезнью Альцгеймера, а также на взрослых с синдромом ломкой Х-хромосомы, который сопровождается умственной отсталостью.

Su-Ying Cui, et al. // Protection from amyloid β peptide-induced memory, biochemical and morphological deficits by a phosphodiesterase-4D (PDE4D) allosteric inhibitor. // Journal of Pharmacology and Experimental Therapeutics,, 2019; DOI: 10.1124/jpet.119.259986