Пандемия чумы сделала нас более чувствительными к аутоиммунным заболеваниям

Международная группа ученых проанализировала древнюю ДНК людей, живших до, во время и после второй пандемии чумы, называемой Черной смертью (XI—XVIII века). Авторы показали положительную селекцию нескольких вариантов. Так, защитный аллель одного из локусов, связанных с геном ERAP2, повышает шансы пережить чуму на 40%. С другой стороны, эти же варианты ассоциированы с развитием аутоиммунных заболеваний.

Инфекционные болезни влияют на эволюцию человека, и Черная смерть не исключение. Вторая пандемия чумы опустошила Европу, Ближний Восток и север Африки, убив до 30–50% населения. При этом большая часть последующих вспышек чумы в Европе была менее смертоносной. Это можно объяснить эволюцией патогена или изменением культурных практик. Но также возможно, что генетика человека адаптировалась к Yersinia pestis.

Чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, международная группа ученых охарактеризовала генетические варианты, расположенные рядом с генами иммунного ответа, в 206 образцах древней ДНК из европейских популяций (Лондон и Дания). Эти образцы были получены от людей, живших до, во время и после Черной смерти (XI—XVIII века).

Люди, жившие в Лондоне, были похоронены на трех близлежащих кладбищах, в Дании — в пяти отдаленных регионах. Анализ гаплотипов подтвердил европейское происхождение этих людей.

Чтобы найти аллели устойчивости или чувствительности к Y. pestis, авторы исследовали кандидатные гены иммунного ответа и локусы, обнаруженные в GWAS. Они искали аллели, частота встречаемости которых значительно изменилась в образцах до и после пандемии Черной смерти. И действительно, анализ обеих когорт показал селекцию генов иммунного ответа под действием чумы.

Всего авторы идентифицировали 245 вариантов в лондонских образцах, четыре из которых нашли также в Дании. Эти варианты, вероятно, подверглись положительной селекции. Так, один из аллелей (защитный) локуса rs2549794 ассоциирован с выработкой полноразмерного (а не укороченного) транскрипта гена ERAP2. Также присутствие защитного аллеля повышает уровень экспрессии ERAP2. Все это влияет на цитокиновый ответ и на ответ макрофагов на чумную палочку. По оценке авторов, у людей, гомозиготных по защитному аллелю, на 40% выше шансы пережить чуму.

Защитный аллель локуса rs17473484 повышает экспрессию гена TICAM2, но не при стимулировании патогеном Y. pestis. Авторы предполагают, что рост экспрессии TICAM2 защищает от чумной палочки, повышая чувствительность организма к липополисахаридам и пробуждая иммунный ответ.

С другой стороны, протективный аллель ERAP2 является известным фактором риска развития болезни Крона. Так что селекция в пользу защиты от одних болезней может нарушить баланс и сделать организм более чувствительным к другим болезням, в том числе аутоиммунным. Таким образом, прошлые пандемии все еще влияют на наше здоровье.

Пандемия чумы XIV века началась возле Иссык-Куля