Парадокс просветителя: иногда верная информация об эпидемии укрепляет предрассудки

Исследователи обнаружили, что распространение среди населения достоверной информации о вирусе и эпидемии может, как ни странно, уменьшать доверие к такой информации.

Изображение:
Сан-Паулу, Бразилия (2019).
Credit:  Luiz Barrionuevo | Shutterstock.com

Весной 2017 года, когда заканчивалась эпидемия вируса Зикa, yченые из США провели опрос взрослых жителей Бразилии, чтобы выяснить, насколько хорошо они осведомлены о вирусе. Хотя некоторые представления опрошенных были верными (например, большинство знало, что Зика вирус разносится москитами и не передается через рукопожатие), 63% респондентов придерживались «теории заговора» и были уверены, что болезнь разносят не простые, а генно-модифицированные москиты, а 50% считали, что от прививок при беременности родятся дети-микроцефалы. Находились и те, кто не верил, что вирус не передается через рукопожатие (17% опрошенных). Только 40% опрошенных знали, что вирус Зика может передаваться половым путем.

Как и ожидалось, среди тех, кто сомневался в правдивости «теорий заговора» и передаче вирусе через рукопожатие, было больше образованных людей. Однако высокообразованные люди реже верили, что вирус Зика может передаваться половым путем. Удивительно, но больше всего в ложные утверждения о вирусе Зика верили люди из районов, в которых заболевание, вызываемое этим вирусом, встречалось наиболее часто.

Далее, в 2017–2018 годах исследователи провели онлайн-опросы, в ходе которых респондентaм предлагали оценить правдивость нескольких утверждений, среди которых были как достоверные, так и ложные. Кажется невероятным, но респонденты, которых ознакомили с достоверной информациeй о природе заболевания и характере эпидемии вируса Зикa, стали еще меньше верить в ee правдивость, судя по результатам онлайн-опроса. В то же время среди респондентов, ознакомленных с достоверной информацией о желтой лихорадке (более известному для бразильцев заболеванию, чем вирус Зика) эффект от просветительской работы был ближе к ожидаемому — они стали значительно меньше доверять лживым фактам о желтой лихорадке, хотя начали сомневаться и в некоторых достоверных фактах.

«Представления о заговоре часто распространяются после неожиданных или трагических событий, (...) потому что они помогают людям объяснить или уменьшить чувство отсутствия контроля, хаоса или неконтролируемых рисков», — пишут авторы. — Такие эффекты могут иметь пагубные последствия: обнаружено, что воздействие теорий заговора снижает намерения людей предпринимать действия для защиты от инфекционных заболеваний».

Более того, ни доступ к информации о желтой лиxорадке, ни информация о вирусе Зика не побудила опрошенных изменить свои привычки и принять какие-либо меры по предотвращению заражения. И это при том, что большинство опрошенных оценивали риск эпидемии как «высокий» или «очень высокий».

Возможно, причина наблюдаемых эффектов в том, что у опрошенных пошатнулась уверенность в собственных знаниях? Однако не было очевидно, что это каким-то образом зависит от уровня знаний человека или его способности понимать предложенную информацию. Скорее причиной может быть эффект «скомпроментированной правды»: когда человеку говорят, что некая информация по предмету неверна, уменьшается доверие и к другой тематически связанной информации, даже к той, которая не подвергалась критике.

Чтобы информационные кампании не были контрпродуктивными, авторы исследования предлагают сначала проверять на небольших репрезентативных выборках, насколько распространение верной информации о причинах и ходе эпидемии помогает бороться с предрассудками и мифами о болезни. Проводить просветительскую деятельность среди всегo населения нужно только тогда, когда верная информация, в том виде в котором ее подают, побуждает хотя бы часть людей отказаться от заблуждений о природе заболевания, а уровень правильных представлений об эпидемии возрастает.

Источник

Carey J.M., et al // The effects of corrective information about disease epidemics and outbreaks: Evidence from Zika and yellow fever in Brazil. // Science Advances, 2020, 6, 5, eaaw7449, DOI: 10.1126/sciadv.aaw7449

Добавить в избранное