Печень преобразует фруктозу в липиды, и это стимулирует рост опухолей

Современные люди потребляют значительно больше фруктозы, чем их предки. Есть данные, что фруктоза способствует росту различных видов опухолей. Исследователи из США показали, что раковые клетки не могут метаболизировать фруктозу напрямую. Вместо этого клетки печени потребляют фруктозу и вырабатывают в том числе лизофосфатидилхолины, которые в раковых клетках преобразуются в фосфатидилхолины и участвуют в построении мембраны и делении.

Credit:
123rf.com

За последние 50 лет потребление фруктозы значительно выросло, в основном из-за распространения кукурузного сиропа с высоким содержанием фруктозы (HFCS). Его добавляют в качестве подсластителя не только в десерты, но и в напитки, соусы, такие как кетчуп, и в другие продукты. Фруктоза слаще глюкозы, поэтому она получила такое распространение в пищевой индустрии. Появляется все больше свидетельств того, что фруктоза стимулирует рост некоторых типов опухолей. Однако большая часть фруктозы метаболизируется в тонком кишечнике и печени, и только малая часть попадает в циркуляцию. Возникает вопрос, потребляют ли раковые клетки, находящиеся в тканях с ограниченным уровнем фруктозы, это соединение напрямую. Ответить на этот вопрос попытались исследователи из США.

Сначала авторы использовали в качестве модели рыбок данио с меланомой. Для этих рыбок характерны дефицит p53 и наличие человеческого онкогена BRAFv600E под контролем специфичного для меланоцитов промотора mitfa. Фруктоза значительно стимулировала рост опухоли.

Затем исследователи перешли к мышиной модели меланомы. Клетки меланомы имплантировали мышам под кожу и наблюдали за ростом опухоли. В этом случае одним мышам давали доступ к раствору HFCS, а контрольных перевели на диету без фруктозы и свободных сахаров. Опухоли росли быстрее у мышей с доступом к HFCS. Опыты повторили с клетками рака молочной железы и шейки матки с теми же результатами. Причем масса тела и уровни глюкозы и инсулина натощак у этих групп мышей не отличалась. Так что эффект не зависел от развития инсулиновой резистентности.

Чтобы проверить, потребляют ли раковые клетки фруктозу напрямую, их культивировали с [U-13C]фруктозой или [U-13C]глюкозой. Авторы использовали раковые клетки из различных тканей рыбок данио, мыши и человека. Как и ожидалось, глюкоза быстро метаболизировалась. Напротив, фруктоза практически не метаболизировалась клетками. Затем клетки выращивали в присутствии фруктозы как единственного источника сахара. Клетки росли намного медленнее, чем в присутствии глюкозы. Смесь глюкозы и фруктозы не позволяла клеткам расти быстрее, чем на одной только глюкозе.

Фруктоза может войти в метаболизм углерода с помощью одного из двух ферментов — кетогексокиназы (KHK) или гексокиназы. В раковых клетках был отмечен низкий уровень активности KHK. Всего есть две изоформы KHK: KHK-A и KHK-C. KHK-C, но не KHK-A, эффективно метаболизирует фруктозу. Большая часть тканей тела экспрессирует KHK-A на низком уровне. Только печень, почки и тонкий кишечник экспрессируют KHK-C. Раковые клетки не экспрессировали KHK-C ни при нормоксии, ни при гипоксии. Но все клеточные линии экспрессировали KHK-A. Также раковые клетки не экспрессировали альдолазу B, которая необходима для участия фруктозо-1-фосфата в гликолизе. Опыты с ингибитором KHK показали, что минимальный уровень усвоения фруктозы раковыми клетками объясняется активностью гексокиназы.

Авторы предположили, что фруктоза способствует росту опухоли из-за передачи метаболитов от тканей, экспрессирующих KHK-C, таких как печень. Они подтвердили, что гепатоциты эффективно включают фруктозу в свой метаболом. Раковые клетки кокультивировали с гепатоцитами. Скорость роста раковых клеток увеличилась в несколько раз в растворе с фруктозой. Авторы предположили, что гепатоциты преобразуют фруктозу в питательные вещества, которые раковые клетки могут использовать для стимулирования своей пролиферации. По-видимому, этими питательными веществами были лизофосфатидилхолины (LPC). Эти результаты подтвердили и опыты на мышах. Опухоль потребляет LPC и преобразует их в фосфатидилхолины, которые затем использует для построения клеточной мембраны.

«За последние несколько лет стало ясно, что многие раковые клетки предпочитают поглощать липиды, а не производить их», — отметил Гэри Патти, профессор Вашингтонского университета и последний автор статьи. «Сложность состоит в том, что большинство липидов нерастворимы в крови и требуют довольно сложных механизмов транспорта. LPC уникальны. Они могут обеспечить наиболее эффективный и действенный способ поддержки роста опухоли». 

Ответ пациентов на иммунотерапию можно предсказать по метаболической сигнатуре опухоли

Источники:

Ronald Fowle-Grider, et al. Dietary fructose enhances tumour growth indirectly via interorgan lipid transfer // Nature (2024), published December 4, 2024, DOI: 10.1038/s41586-024-08258-3

Цитата по пресс-релизу.

Добавить в избранное