Первичный рак груди и его рецидив могут быть генетически не связаны

Геномный анализ показал, что каждый пятый случай инвазивной карциномы протоков молочной железы клонально не связан с неинвазивным первичным раком (DCIS) у той же пациентки. Эти данные могут быть полезны для оценки риска DCIS, корректировки модели его лечения и поиска биомаркеров.

Неинвазивная карцинома протоков молочной железы (ductal carcinoma in situ, DCIS) — один из самых часто выявляемых видов рака на скрининговой маммографии. Пациенткам с DCIS почти всегда назначается хирургическая и лучевая терапия. Но даже после лечения у небольшой группы людей возникает инвазивный или неинвазивный рецидив. При этом данных о генетической связи первичной опухоли и рецидива недостаточно для оценки риска прогрессирования DCIS.

Международная группа ученых проанализировала 129 первичных случаев DCIS и рецидивов (34 неинвазивных и 95 инвазивных) и оценила степень их генетического родства. Полноэкзомное секвенирование показало, что 83% инвазивных форм имеют такие же мутации, как и предшествующие DCIS, и являются родственными, остальные же 17% – нет. А по результатам анализа вариаций числа копий только 71% мог считаться клонально связанным.

Далее данные, полученные при полноэкзомном секвенировании, панельном секвенировании и анализе числа копий гена, были объединены. В итоге оказалось, что 75% инвазивных форм были генетически связанны с предшествующим DCIS, 18% связаны не были и еще 7% результатов трактовались как неоднозначные. А среди группы повторных DCIS число связанных случаев составило 85%. Они, по предположению ученых, развились из остаточной первоначальной опухоли.

Интересны и результаты, полученные при сравнении мутаций у клонально связанных первичных случаев DCIS и их инвазивных рецидивов. Для четырех таких случаев выполнили секвенирование единичных клеток. Большинство мутаций, в том числе и драйверных, оказались одинаковыми. Это говорит о том, что значимые изменения в геноме появились еще на ранних стадиях формирования карциномы, задолго до ее прогрессирования в инвазивную форму. Кроме того, не было найдено связи между генетическим родством первичной и вторичной опухоли и такими клиническими данными, как время до рецидива, степень злокачественности DCIS и проведение лучевой терапии.

Эти результаты позволяют рассматривать DCIS скорее как фактор риска развития инвазивной карциномы, а не как его источник.

Lips E. H., et al. Genomic analysis defines clonal relationships of ductal carcinoma in situ and recurrent invasive breast cancer // Nature Genetics, published June, 9, 2022, DOI: 10.1038/s41588-022-01082-3