Первый случай птичьего гриппа H5N1 у человека в Великобритании

В декабре 2021 года в Великобритании была зарегистрирована вспышка птичьего гриппа, вызванного вирусом H5N1, в стае домашних мускусных уток. Вирус также обнаружился в назальном мазке владельца уток. Ему было назначено лечение, на фоне которого инфекция протекала бессимптомно.

helgasm | 123rf.com

Статья в Eurosurveillance рассказывает о первом в Великобритании подтвержденном случае птичьего гриппа H5N1 у человека.

H5N1 — это высокопатогенный подтип вируса гриппа А. Штамм HPAI этого подтипа поражает преимущественно птиц. Случаи передачи вируса от птиц людям относительно редки, однако, по мнению специалистов, существует опасность адаптации H5N1 к человеку. Первая известная вспышка гриппа H5N1 среди людей произошла в Гонконге в 1997 году, тогда умерло шесть из 18 госпитализированных пациентов. С того момента ВОЗ следит за вирусом: важно своевременно выявлять инфекцию у человека, чтобы не допустить ее дальнейшего распространения.

Вспышка гриппа H5N1 среди птиц в Великобритании была подтверждена 22 декабря 2021 г. Вирус распространился в домашней стае из 125 мускусных уток. Первая птица погибла 18 декабря, после этого были взяты пробы у 20 уток, и 19 из них дали положительный результат на штамм HPAI вируса H5N1.

Владельцу стаи 24 декабря была назначена профилактическая доза осельтамивира, так как он контактировал с птицами без средств индивидуальной защиты. В этот же день у него взяли мазок из носа. ПЦР-тест мазка на вирус гриппа А дал положительный результат в двух независимых лабораториях. Тест не выявил подтипов H1 и H3, которые вызывают человеческий грипп, поэтому, учитывая обстоятельства, ученые предположили заражение птичьим гриппом H5N1. Владельцу уток назначили терапевтическую схему приема осельтамивира и предписали соблюдать изоляцию до получения двух отрицательных ПЦР-тестов. Изоляция и лечение продолжались десять дней; все это время заболевание проходило бессимптомно.

Ученые секвенировали и сравнили геномы вирусов от человека и утки. Последовательности соответствовали вирусу гриппа A подтипа H5N1 и были почти идентичными — в человеческом вирусе наблюдались четыре нуклеотидные замены. Геном вируса, полученный из утки, группировался с другими геномами H5N1, выделенными из птиц в Великобритании. Вирус не содержал признаков повышенной аффинности к человеку и мутаций, придающих устойчивость к противовирусным препаратам осельтамивиру или амантадину.

По словам авторов, заражение человека произошло из-за тесного контакта с большим количеством инфицированных птиц. Переход вируса с утки на человека не привел к генетическим изменениям, которые могут быть связаны с повышением зоонозного риска. Этот случай демонстрирует необходимость мер предосторожности при работе с птицами, однако, отмечают авторы, риск заражения вирусом птичьего гриппа H5N1 для населения все еще остается очень низким.

Oliver I., et al A case of avian influenza A(H5N1) in England, January 2022 // Eurosurveillance, Volume 27, Issue 5, 3-Feb-2022, DOI: 10.2807/1560-7917.ES.2022.27.5.2200061