Повреждение митохондриальной ДНК позволит диагностировать болезнь Паркинсона

Нарушение работы митохондрий входит в патогенез болезни Паркинсона. Международная группа исследователей показала, что у пациентов с этой болезнью и у носителей мутации LRRK2-G2019S без симптомов уровень повреждения мтДНК значительно повышен в клетках периферической крови. Этого не наблюдается у пациентов с болезнью Альцгеймера. Авторы считают повреждение мтДНК многообещающим биомаркером, который позволит диагностировать болезнь Паркинсона по анализу крови.

Болезнь Паркинсона (БП) характеризуется прогрессирующей потерей дофаминергических нейронов в черной субстанции мозга, в результате чего возникает тремор, ригидность, брадикинезия и другие симптомы. К моменту постановки клинического диагноза множество нейронов уже теряется. Есть необходимость в ранней диагностике БП для нейропротективного вмешательства. Ведется поиск универсального биомаркеров крови. В новой работе международная группа ученых обнаружила кандидатный биомаркер, ассоциированный с повреждением митохондрий.

Давно известно, что нарушение работы митохондрий —компонент патогенеза БП. Митохондриальные токсины используются для моделировали БП in vitro и in vivo. Как идиопатическая, так и наследственная БП, включая ассоциированную с мутациями в гене LRRK2, связаны с повреждением митохондриальной ДНК (мтДНК). Патогенные мутации в LRRK2 — одна из самых часто встречающихся причин БП. Эти мутации происходят в каталитическом центре и усиливают киназную активность фермента, вызывая гиперфосфорилирование его субстратов. Часто встречается мутация G2019S. Однако даже у людей с этими мутациями клинические и неврологические проявления различаются. Нужны маркеры для стратификации пациентов, которые потенциально могут быть основаны на дисфункции митохондрий.

Ранее авторы обнаружили накопление повреждений мтДНК в мозге и периферических тканях пациентов с БП, ассоциированные с мутациями в LRRK2. В новой работе они проверили, можно ли использовать повреждение мтДНК в периферических тканях как биомаркер крови у людей с идиопатической или связанной с LRRK2-G2019S БП. Для этого они разработали новый тест Mito DNADX для оценки степени повреждения мтДНК.

Для Mito DNADX используется высокоточная ДНК-полимераза, флуоресцентный краситель и оптимизированные параметры ПЦР. Тест позволяет выявить повреждение ДНК в режиме реального времени. В ходе теста амплифицируется фрагмент, специфичный для митохондриального генома. Если повреждения мтДНК блокируют активность ДНК-полимеразы, то вырабатывается меньше ПЦР-продукта. Работу теста проверили на клетках HEK293 в среде с перекисью водорода, вызывающей повреждения ДНК.

Исследователи применили Mito DNADX для анализа лимфобластных клеток людей с идиопатической ПБ и здоровых контролей. У людей с БП был выше уровень повреждения мтДНК. То же было показано для носителей мутации LRRK2 G2019S. Количество митохондриальных геномов не различалось.

Лимфобластные клетки пациентов с БП обработали высокими концентрациями ингибитора LRRK2 — MLi-2. Это восстанавливало повреждения мтДНК до контрольных значений в течение 24 часов. Концентрации пониже тоже были действенными.

Далее опыты проводили на нейронах из вентрального отдела среднего мозга мышей с мутацией Lrrk2 G2019S в гомо- или гетерозиготе. Действительно, тест Mito DNADX выявил значительные повреждения мтДНК мутантных мышей по сравнению с контрольными мышами. Количество копий митохондриальных геномов не различалось.

Ранее уже было показано, что оверэкспрессия LRRK2 дикого типа не вызывает повреждений мтДНК в нейронах. Авторы проверили, какое действие окажет потеря LRRK2. Нокаут Lrrk2 у мышей нивелировал повреждения мтДНК.

Далее повреждения мтДНК оценили на замороженных мононуклеарных клетках периферической крови пациентов с идиопатической БП. Оно было повышено у пациентов по сравнению с контролями. Количество копий митохондриальных геномов не различалось.

Заморозка образцов может повлиять на оценку повреждения ДНК. Авторы подтвердили, что тест Mito DNADX чувствителен к такому повреждению. Чтобы исключить это влияние, исследователи привлекли дополнительную независимую когорту пациентов. Действительно, у пациентов мтДНК была повреждена сильнее. Повреждение мтДНК могло показать наличие болезни. Причем кровь собирали, когда пациенты принимали лекарства, а также когда не принимали, это не влияло на результат.

Интересно, что уровень повреждений мтДНК был повышен и у людей-носителей LRRK2-G2019S без симптомов БП. Значимых различий между носителями, у которых есть симптомы и у которых нет симптомов, не было. Повышение уровня повреждений мтДНК не было отмечено у пациентов с болезнью Альцгеймера. У здоровых контролей уровень повреждения мтДНК не менялся значительно со временем.

У исследования был ряд ограничений. Так, авторы не знают, изменяется ли уровень повреждения мтДНК с развитием болезни. Также необходимо дополнительно разработать и валидировать положительные и отрицательные контроли для теста Mito DNADX. Исследование необходимо повторить на более многочисленной когорте.

Тем не менее, авторы считают повреждение мтДНК многообещающим потенциальным биомаркером БП. «Простой тест крови позволит нам диагностировать заболевание раньше и раньше начать терапию. Также четкий диагноз позволит точно идентифицировать пациентов для участия в клинических исследованиях препаратов, что может привести к разработке лучшей терапии и потенциально даже метода излечения», — говорит Лори Сандерс, руководитель исследования и доцент в Медицинской школе университета Дьюка‎, кафедры неврологии и патологии.

Мутация, вызывающая болезнь Паркинсона, нарушает контакты между митохондриями и лизосомами