При синдроме хронической усталости изменяется микробиом кишечника

В журнале Cell Host Microbe вышли две статьи американских исследователей, в которых была показана связь изменения микробиоты кишечника и миалгического энцефаломиелита/синдрома хронической усталости (ME/CFS). Авторы одной продемонстрировали, что вскоре после диагностики ME/CFS возникает дисбиоз, который сглаживается со временем, зато нарастают изменения метаболома плазмы. Во второй статье было показано, что у пациентов с ME/CFS было меньше бактерий, производящих масляную кислоту, в целом, и Faecalibacterium prausnitzii в частности. Эта же бактерия была отрицательно связана со степенью усталости у пациентов

Миалгический энцефаломиелит/синдром хронической усталости (ME/CFS) — сложное хроническое заболевание, для которого характерны усталость, которую не снимает отдых, боль в мышцах и суставах, головные боли, проблемы со сном, гиперчувствительность и желудочно-кишечные нарушения. Причины ME/CFS неясны, но у пациентов выявляют биологические аномалии, такие как нарушения в энергетическом метаболизме и иммунном ответе, ненормальная работа центральной и автономной нервных систем и множество аутоантител. В двух новых работах американские исследователи обратили свое внимание на микробиом кишечника пациентов. Микробиом вырабатывает метаболиты, которые могут работать как источники энергии или иммуномодуляторы, влияя таким образом на физиологию организма-хозяина.

В первой работе авторы охарактеризовали микробиом кишечника и метаболом плазмы двух когорт пациентов с ME/CFS и сравнили их со здоровыми контролями. В первой когорте находились люди, которым синдром диагностировали в течение последних четырех лет (кратковременная когорта), а во второй находились те, кто страдал от ME/CFS десять лет или дольше (долговременная когорта). Исследователи также попытались выявить потенциальные молекулярные и биологические маркеры прогрессирования ME/CFS.

Авторы секвенировали образцы фекальной микробиоты методом дробовика, а образцы плазмы изучили методом жидкостной хроматографии-массовой спектрометрии. Всего в анализ вошли образцы 149 пациентов с ME/CFS (74 в кратковременной и 75 в долговременной когортах) и 79 здоровых контролей.

У пациентов с ME/CFS при сравнении с контролями был выявлен дисбиоз. У них была выше гетерогенность и меньшее число видов, составляющих микробиом, особенно малочисленных. Интересно, что различия были более явными у кратковременной когорты, чем у долговременной. Авторы предположили, что в начале болезни разнообразие бактерий снижается, а гетерогенность растет, но потом микробиота стабилизируется и возвращается в состояние, близкое к нормальному.

Напротив, в долговременной когорте сильнее изменяются метаболиты плазмы, особенно сфинголипиды и метаболиты диацилглицерина. Причем изменения нарастают со временем.

Особо авторы отметили уменьшение количества микробов, синтезирующих масляную кислоту, у пациентов с ME/CFS. Масляная кислота — основной источник энергии эпителиальных клеток кишечника и один из главных противовоспалительных метаболитов. У кратковременной группы в плазме также выявили снижение уровня изобутирата. Выявленные закономерности подтвердили на дополнительных когортах.

Во второй работе авторы также секвенировали образцы методом дробовика. В это исследование вошли 106 человек с ME/CFS и 91 здоровый контроль. Все пациенты болели дольше трех лет, они также чаще жаловались на синдром раздраженного кишечника. Состав микробиоты кишечника у пациентов и контролей различался, причем часть различий объясняется именно синдром раздраженного кишечника.

Авторы отдельно проанализировали виды, производящие масляную кислоту. У пациентов было значительно меньше этих бактерий в целом и Faecalibacterium prausnitzii в частности. Анализ функциональных метагеномных сигнальных путей показал, что у людей с ME/CFS был обеднен метаболизм масляной кислоты и сульфата. С другой стороны, такие процессы, как метаболизм CO2, расщепление моносахаридов, ацетогенез, выработка этанола и другие, были обогащены.

Исследователи посмотрели, если связь между бактериями кишечника пациентов и тяжестью их симптомов, в частности, оценки усталости. Бактерии F. prausnitzii и L. rogosae были отрицательно связаны со степенью усталости у пациентов.

Авторы подчеркивают, что их исследование не доказывают причинно-следственную связь между изменением состава микробиома кишечника и ME/CFS, однако микробиом — это что-то, на что можно воздействовать с помощью терапии. Авторы первого исследования планируют дальше подразделять пациентов с учетом сопутствующих заболеваний. Авторы второго исследования планируют получить мышиную модель ME/CFS для дальнейших исследований.

Симптомы фибромиалгии передаются от человека к мыши через IgG