Симптомы фибромиалгии передаются от человека к мыши через IgG

Введение иммуноглобулинов G (IgG), полученных от пациентов с фибромиалгией, вызывало у мышей симптомы заболевания. Вероятно, фибромиалгия имеет аутоиммунное происхождение. Ученые предполагают, что снижение титров IgG у пациентов облегчит протекание заболевания.

fizkes | 123rf.com

Фибромиалгия — заболевание, для которого характерны хроническая боль, повышенная чувствительность к механическим стимулам и холоду, а также усталость и депрессия. Причины заболевания до сих пор не до конца понятны, из-за чего лечение сводится к купированию синдромов. Международная группа ученых показала, что фибромиалгия, вероятно, носит аутоиммунный характер и связана с активностью иммуноглобулинов G (IgG).

У пациентов с аутоиммунными нарушениями фибромиалгия встречается чаще. Это один из факторов, который натолкнул ученых на мысль об аутоиммунном характере заболевания. Для проверки этого предположения исследователи вводили мышам IgG, полученные из сыворотки крови пациентов с фибромиалгией. Инъекции проводили в течении четырех дней по 8 мг в день.

Спустя 24–48 часов после первой инъекции у мышей развивались симптомы фибромиалгии — увеличение восприимчивости к механической и холодовой стимуляции, снижение двигательной активности и мышечной силы и повышение чувствительности ноцирецепторов — первичных болевых рецепторов. Такие же симптомы наблюдались при введении мышам IgG, полученных не от отдельных пациентов, а от группы. Симптомы фибромиалгии исчезали спустя 2,5 недели после прекращения инъекций — время, соответствующее выведению человеческих иммуноглобулинов из организма мыши.

Для проверки зависимости эффекта от дозы иммуноглобулинов ученые вводили мышам 1–4 инъекций по 8 мг в течении дня. Разницы между одной и четырьмя инъекциями не было. При однократном введении доз меньше 8 мг эффекта не наблюдалось.

Ученые также исследовали локализацию IgG в организме. Иммуноглобулины стабильно обнаруживались в тканях спинальных ганглиев, однако ни в самом спинном мозге, ни в головном мозге они обнаружены не были. IgG обнаруживаются в первую очередь в мантийных глиоцитах — клетках, покрывающих нейроны в спинальных ганглиях — и нервах, входящих в спинальные ганглии.

Далее ученые проанализировали влияние IgG на активность глиоцитов. Они обнаружили повышение иммунореактивности глиального фибриллярного кислого белка (GFAP) и уровней экспрессии генов Gfap и s100b в глиоцитах подопытных мышей. Такие изменения указывают на повышенную активность этих клеток. Ученые обращают внимание на почти полное отсутствие в исследуемых образцах апоптоза. Это указывает на то, что эффект IgG не связан с клеточной смертью.

Ученые также не обнаружили изменений в концентрациях цитокинов и хемокинов в крови, что говорит о локальном эффекте IgG.

Далее авторы работы исследовали связывание IgG in vitro. К культуре глиоцитов добавляли иммуноглобулины, полученные от пациентов с фибромиаглией и от здоровых людей. IgG, полученные от пациентов, связывались с глиоцитами значительно чаще, чем IgG здоровых людей (79% против 32%). Такой же эффект наблюдался с культурами клеток спинальных ганглиев мыши и человека.

Наконец, ученые исследовали аутоиммунную активность IgG, полученных от четырех разных пациентов. Для этого они использовали панель из 42 000 человеческих пептидов. Ученые обнаружили, что IgG каждого пациента связывались со многими пептидами, однако очень малое количество пептидов узнавалось IgG от более чем одного пациента. Эти данные указывают на то, что среди исследованных пептидов нет общего для всех пациентов антигена, и что IgG связываются с пока не выявленным антигеном, экспрессируемым в спинальных ганглиях.

Ученые надеются, что дальнейшие исследования активности иммуноглобулинов позволят разработать схему лечения пациентов с фибромиалгией, которая будет направлена на причину заболевания, а не на симптомы.

Andreas Goebel, et al. // Passive transfer of fibromyalgia symptoms from patients to mice // J Clin Invest. 2021;131(13):e144201, published July 1, 2021, DOI: 10.1172/JCI144201