Прием нейролептиков во время беременности не влияет на развитие ребенка
Беременным женщинам все чаще назначают нейролептики. Врачи и будущие мамы оправданно переживают о долгосрочном влиянии препаратов на развитие ребенка. Международный коллектив ученых проанализировал данные из пяти скандинавских стран, чтобы оценить риски нарушений нейроразвития детей в результате пренатального воздействия нейролептиков. Оказалось, что связи между приемом нейролептиков матерью и развитием ребенка практически нет. Была выявлена только слабая связь между левомепромазилом и плохими результатами тестов по математике.
Нейролептики (антипсихотики) показаны для лечения шизофрении и биполярного расстройства. Их также часто назначают при тревоге, депрессии, расстройствах аутистического спектра (РАС) и бессоннице. В последние годы наблюдается рост приема нейролептиков во время беременности. Исследования на животных показали, что некоторые нейролептики (галоперидол, рисперидон, кветиапин, оланзапин) могут быть причиной нейротоксичности, которая вызывает когнитивные нарушения у потомства. На сегодняшний день существует очень мало сведений о долгосрочном эффекте пренатального воздействия нейролептиков на когнитивное развитие ребенка. Исследования в США, Гонконге и скандинавских странах не выявили повышенного риска развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или РАС на фоне психиатрических заболеваний матери и соответствующей терапии. В Дании не нашли связи между пренатальным действием самых распространенных антипсихотиков и оценками детей в школе. Однако все еще нет полной картины с конкретными нейролептиками и конкретными нейронарушениями. Международная группа ученых собрала информацию из пяти скандинавских стран и провела расширенный анализ, чтобы оценить риски долгосрочного нарушения развития ребенка при пренатальном воздействии нейролептиками.
Исследуемая когорта была сформирована из детей, родившихся в Дании (2000–2018 годы), Финляндии (2000–2016), Исландии (2004–2017), Норвегии (2005–2020) и Швеции (2006–2019) от матерей с психическими расстройствами (МКБ-10: F10–F49, F60–F98, X60–X84 и Y10–Y34). Считалось, что ребенок подвергался влиянию нейролептиков, если мать получила хотя бы один рецепт на любой антипсихотический препарат с начала беременности до даты рождения ребенка. Нарушения нейроразвития детей подтверждались постановкой диагноза (F70.0–F73.0, F80.0–F80.2 при отсутствии проблем со слухом и F81.0–F81.9). Успеваемость оценивали по результатам первых национальных стандартизированных школьных тестов по математике и языковым дисциплинам.
Из более чем 4 миллионов детей авторы отобрали 212 342 ребенка, рожденного от матерей с психиатрическими диагнозами. Пренатальному воздействию антипсихотиков подверглись 11 626 (5,5%) детей. Из них 2442 (21%) — во втором или третьем триместре, а 4801 (41%) — в течение всей беременности. Самыми распространенными монопрепаратами оказались кветиапин, оланзапин, прохлорперазин, перфеназин, арипипразол и левомепромазин. Женщины, получавшие нейролептики во время беременности, часто были старше 35 лет, имели более низкий уровень образования и более высокий индекс массы тела, они чаще курили и принимали другие лекарства во время беременности. Эти сопутствующие факторы необходимо было учесть.
Общая частота нарушений нейроразвития, диагностированных до восьми лет, составила 4% у детей с пренатальным воздействием антипсихотиков и 2,2% у детей без воздействия. Однако при коррекции моделей риск развития нервно-психических расстройств уменьшился. Слабую положительная связь наблюдали между нарушением развития и действием нейролептиков на поздних сроках беременности. Риск нарушений в области нервного развития и нарушений речи был повышен при монотерапии хлорпромазином, но группа была слишком мала, чтобы делать выводы.
Пренатальное воздействие нейролептиков значимо не влияет на успеваемость ребенка по математике и языковым дисциплинам. Только левомепромазин был связан с незначительным повышением риска плохой успеваемости по математике.
При сравнении детей, чьи мамы принимали препараты во время беременности, с детьми, чьи мамы прекратили прием, авторы не выявили повышенного риска ни для нарушений развития, ни для плохой успеваемости.
«Полученные результаты обнадеживают как беременных женщин, получающих лечение от психиатрических заболеваний, так и их врачей», — заключает Клаудиа Бруно, автор исследования, фармакоэпидемиолог из Университета Нового Южного Уэльса (Австралия).
Источник:
Claudia Bruno, et al. Antipsychotic use during pregnancy and risk of specific neurodevelopmental disorders and learning difficulties in children: a multinational cohort study. // eClinicalMedicine (2024). March 17, 2024. DOI: 10.1016/j.eclinm.2024.102531