Применение β-блокаторов связано с замедлением прогрессирования болезни Гентингтона
Исследователи из США проанализировали данные пациентов с болезнью Гентингтона, принимавших и не принимавших β-блокаторы. Прием этих препаратов был ассоциирован со снижением риска появления двигательных симптомов у пациентов без них. А у пациентов с двигательными симптомами β-блокаторы были ассоциированы с более медленным ухудшением состояния. Причинно-следственную связь пока установить не удалось, но авторы полагают, что вегетативная нервная система может быть терапевтической мишенью при болезни Гентингтона.
Причина болезни Гентингтона — в экспансии CAG-повторов в гене HTT. При этом заболевании происходит постепенное снижение двигательных и когнитивных функций, ухудшается психическое состояние. От числа повторов зависит возраст появления симптомов и скорость их прогрессирования. Однако внешние факторы тоже оказывают влияние. В новой работе исследователи из США показали, что прием β-блокаторов ассоциирован с замедлением развития симптомов болезни Гентингтона.
β-блокаторы блокируют активность норадреналина. Норадреналин — основной нейромедиатор, выделяемый симпатическими нейронами. Таким образом, β-блокаторы могут блокировать гиперактивную симпатическую нервную систему у пациентов с болезнью Гентингтона.
Чтобы проверить, как β-блокаторы влияют на пациентов до появления двигательных симптомов (preHD) и после (mmHD), авторы использовали поисковую платформу Enroll-HD. Они проанализировали данные пациентов preHD с числом CAG-повторов 36 и более (но не более 55, чтобы исключить пациентов с болезнью Гентингтона с ранним началом), а также пациентов mmHD с тем же числом повторов.
Всего было выявлено 4683 пациента preHD, из них 174 применяли β-блокаторы. Их соотнесли с не принимавшими β-блокаторы пациентами. Средний возраст пациентов, принимавших эти препараты, составлял 46,4 лет, не принимавших — 48,1 лет. Среднее число CAG-повторов в этих группах составляло 41,1 и 40,9 соответственно. Наиболее часто используемым β-блокатором был пропранолол (n = 59), за ним следовали метопролол (n = 56), бисопролол (n = 36), небиволол (n = 9), карведилол (n = 4), атенолол (n = 4). ), бетаксолол (n = 3), соталол (n = 1), лабеталол (n = 1) и надолол (n = 1). В среднем пациенты принимали препараты 6,93 лет, в основном в связи с повышенным давлением, депрессией и тревожностью или аритмией. Но доля людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы была схожей в обеих группах.
У пациентов preHD, принимавших β-блокаторы, был ниже годовой риск появления симптомов со стороны двигательной системы (hazard ratio [HR], 0,57). Риск снижался на 38% среди получавших пропранолол, на 19% среди получавших метопролол и на 34% среди получавших бисопролол.
В анализ вошли 3024 человека с mmHD, из них 149 принимали β-блокаторы. Их соотнесли с 149 не принимавшими β-блокаторы пациентами. У принимавших препараты пациентов средний возраст составлял 58,9 лет, не принимавших — 59,4 лет. Среднее число CAG-повторов составляло 42 и 41,9 соответственно. Метопролол был наиболее часто используемым препаратом в этой группе (n = 52), за ним следовали бисопролол (n = 37), пропранолол (n = 24), атенолол (n = 11), карведилол (n = 11), небиволол (n = 8), надолол (n = 3), соталол (n = 2) и бетаксолол (n = 1). Повышенное давление было наиболее частым показанием к использованию β-блокаторов, за ним следовали ишемическая болезнь сердца и аритмия.
Среднее годовое изменение общего двигательного балла (Unified Huntington’s Disease Rating Scale total motor score) среди пациентов, принимавших β-блокаторы, составляло 2,62, а среди не принимавших — 3,07. Общий балл функциональных возможностей (total functional capacity score) снижался на −0,55 в первой группе и на −0,65 во второй в год. Тест модальности символов и цифр (symbol digit modalities test) показал годовое снижение на −1,47 в первой группе и −1,80 во второй.
Таким образом, использование β-блокаторов было ассоциировано со снижением риска появления двигательных симптомов у пациентов без них и со снижением скорости прогрессирования симптомов у остальных пациентов. Однако механизм пока неясен, а причинно-следственную связь выявить не удалось. Тем не менее, эти результаты дают возможность предположить, что вегетативная нервная система может быть терапевтической мишенью при болезни Гентингтона.
Полимер-протеомиметик защищает митохондрии при болезни Гентингтона
Источник:
Jordan L. Schultz, et al. β-Blocker Use and Delayed Onset and Progression of Huntington Disease // JAMA Neurol. (2024), published December 2, 2024, DOI: 10.1001/jamaneurol.2024.4108