Противомалярийные препараты облегчают проявления синдрома поликистозных яичников у людей
Артемизинин и его производные — соединения растительного происхождения, наиболее известные своими противомалярийными свойствами. Исследователи из Китая показали, что они также облегчают проявления синдрома поликистозных яичников у мышей, крыс и людей. Артемизинины влияют на протеазу LONP1 и усиливают ее взаимодействие с CYP11A1, ферментом, катализирующим один из этапов биосинтеза тестостерона. Уровень андрогенов снижается, и гормональный фон нормализуется.
Синдром поликистозных яичников (СПЯ) — одно из самых распространенных эндокринных расстройств у женщин репродуктивного возраста. Симптомы включают гиперандрогению, олигоовуляция или ановуляция, поликистоз яичников и, в большинстве случаев, метаболические нарушения. Основным фактором, определяющим фенотипические проявления синдрома, является избыток андрогенов. У женщин андрогены в основном синтезируются надпочечниками и яичниками. Андрогены образуются из холестерина в результате серии реакций, катализируемых цитохромами Р450 (CYP) — CYP11A1, CYP17A1 — и гидроксистероиддегидрогеназами (HSD) — HSD3B2 и HSD17B. Исследования показали увеличение уровней экспрессии CYP11A1 и CYP17A1, а также повышение активности ферментов CYP17A1, HSD3B и HSD17B в клетках теки яичников при СПЯ, что приводит к увеличению производства прогестерона, 17α-гидроксипрогестерона (17a-OHP) и тестостерона. Таким образом, ингибирование чрезмерной экспрессии ферментов, связанных со стериодогенезом, может быть эффективным способом контроля заболевания. Существует необходимость в разработке инновационных терапевтических стратегий. В новой работе исследователи из Китая предложили использовать для терапии СПЯ производные артемизинина.
Артемизинин — соединение растительного происхождения, известное своим противомалярийным эффектом. Ранее исследования показали, что артемизинин и его производные могут также контролировать метаболические процессы, связанные с выработкой энергии, в организме человека. Авторы оценили терапевтический потенциал артемизининов на животных моделях СПЯ и у пациентов, оценивая их влияние на уровень тестостерона, эстральный цикл и поликистозную морфологию яичников.
Для оценки влияния артемизининов на развитие синдрома исследователи получили мышиную модель СПЯ, используя дегидроэпиандростерон (DHEA). Одновременно мышей лечили артеметером (ATM), относящимся к артемизининам. При совместном введении ATM устранял повышенный уровень тестостерона в сыворотке у мышей, предотвращая тем самым развитие признаков СПЯ. АТМ также улучшал эстральный цикл и возвращал нормальную морфологию яичникам. Аналогичные результаты были получены и на крысах с признаками СПЯ.
Значительное снижение уровня тестостерона, вызванное ATM, побудило ученых исследовать роль артемизининов в модуляции синтеза андрогенов. Они измерили уровни стероидных гормонов в супернатанте изолированных клеток яичников, в которых у женщин с СПЯ вырабатывается избыточное количество тестостерона. Было показано, что ATM значительно ингибировал выработку тестостерона, а также заметно снижал уровни прегненолона, прогестерона и 17a-OHP, которые являются промежуточными продуктами стероидогенеза в яичниках и предшественниками тестостерона. Масс-спектрометрический анализ показал значительное снижение уровня CYP11A1, отвечающего за превращение холестерина в прегненолон.
Авторы продемонстрировали, что взаимодействие между протеазой LONP1 и CYP11A1 значительно усиливалось под действием артемизининов, указывая на вовлеченность LONP1 в регуляцию уровня белка CYP11A1. LONP1 способствует деградации CYP11A1, а гиперэкспрессия LONP1 снижает уровни андрогенов, как и артемизинины. Оказалось, что LONP1, а не CYP11A1, является прямой мишенью артемизининов.
Пилотное клиническое исследование на 19 пациентах с СПЯ показало, что лечение дигидроартемизинином значительно снижало уровень тестостерона и антимюллерова гормона в сыворотке у пациентов и не вызывало побочных эффектов. Также восстанавливался регулярный менструальный цикл и снижалось число антральных фолликулов у всех пациентов с СПЯ.
Таким образом, артемизинины снизили синтез андрогенов в яичниках и облегчили симптомы СПЯ у мышей, крыс и небольшой группы пациентов. Хотя потребуются дальнейшие исследования для понимания долгосрочного эффекта артемизининов, данное исследование открывает новые способы их использования для лечения СПЯ.
С возрастом эстральные циклы самок млекопитающих приводят к фиброзу репродуктивных органов
Источник:
Yang Liu, et al., Artemisinins ameliorate polycystic ovarian syndrome by mediating LONP1-CYP11A1 interaction. // Science 384, eadk5382 (2024). DOI: 10.1126/science.adk5382