Противоопухолевая вакцина продемонстрировала безопасность и иммуногенность в фазе 1 КИ

Ученые из Германии опубликовали результаты фазы 1 клинического испытания вакцины против диффузной глиомы с мутацией R132H в гене изоцитратдегидрогеназы 1 (IDH1). В исследовании приняли участие 32 пациента с астроцитомами III и IV степени злокачественности. Вакцина показала безопасность и иммуногенность; на терапию ответили 84,4% пациентов.

Kateryna Kon | 123rf.com

Диффузная глиома — опухоль мозга, которая практически не поддается лечению. Хирургическое вмешательство, химотерапия и радиотерапия обычно малоэффективны. В настоящее время ведется разработка противоопухолевых вакцин и новых форм иммунотерапии. Ученые из Германии разработали и провели доклинические испытания вакцины для терапии глиом с мутацией R132H в гене изоцитратдегидрогеназы 1 (IDH1). В новой работе опубликованы результаты фазы 1 клинического испытания вакцины.

В испытании приняли участие 32 пациента с астроцитомами III и IV степени злокачественности, 20 мужчин и 12 женщин, средний возраст 40,4 лет. Максимальная продолжительность терапии составила 23 недели.

Сначала показали безопасность и иммуногенность вакцины. Пациенты получили от четырех до восьми доз. У 29 пациентов (90,6%) из 32 наблюдали легкие побочные эффекты, у одного (3,1%) побочные эффекты были серьезные, и еще один пациент (3,1%) из-за них временно прекратил терапию.

Иммуногенность проверили на 30 пациентах. У 28 (93,3%) был иммунный ответ на вакцину, в том числе у всех B-клеточный, а T-клеточный у 26. У двух пациентов (6,7%) иммунного ответа не было.

Также получены первые результаты по эффективности вакцины. К концу испытания на терапию ответили 27 (84,4%) из 32 пациентов. Через три года доля пациентов без прогрессирования и выживаемость составили 0,63 и 0,84, соответственно. У двух пациентов без иммунного ответа прогрессирование опухоли наблюдали через два года. Среди участников испытания с иммунным ответом доля пациентов без прогрессирования через два года составила 0,82.

Псевдопрогрессирование (увеличение размера опухоли из-за инфильтрации иммунными клетками) отметили у 12 (37,5%) из 32 пациентов. Среди контрольной группы таких пациентов было 10 (16,7%) из 60. Визуализация мозга показала воспалительные процессы в опухоли. У пациентов, не ответивших на терапию, псевдопрогрессирование не наблюдали. Семь (58,3%) из 12 пациентов с псевдопрогрессированием имели стабильное заболевание через 53,1 месяца.

У одного пациента с псевдопрогрессированием выполнили резекцию опухоли. Ученые обнаружили в ней IDH1(R132H)-реактивные T-клетки. Среди CD4+ T-клеток были регуляторные, активированные CD40LG+CD4+ и CXCL13+CD4+ T-клетки. Ранее уже было показано, что CXCL13+CD4+ T-клетки важны для противоопухолевого иммунитета.

Таким образом, вакцина показала безопасность и иммуногенность. Ученые продолжают работать над повышением ее эффективности и планируют дальнейшие клинические испытания.

Platten M., et al. // A vaccine targeting mutant IDH1 in newly diagnosed glioma // Nature, 592, 463–468 (2021), published May 24, 2021, DOI: 10.1038/s41586-021-03363-z