Ранний IgA-ответ — потенциальный маркер тяжести COVID-19

Ученые сравнили динамику уровня антител к коронавирусу у пациентов с легкой и тяжелой формой COVID-19 и показали связь профилей IgA с тяжестью заболевания.

Kiryl Lis | Shutterstock.com

СOVID-19 может протекать по-разному. Для кого-то заболевание оказывается смертельным, а другие даже не замечают, что переболели. Немецкие ученые решили выяснить, как различается работа иммунной системы в легком и тяжелом случаях.

Они рассматривали течение болезни у двух пациентов. Первым пациентом был 64-летний мужчина, у которого развились тяжелые симптомы, в итоге приведшие к госпитализации. Вторым была его 62-летняя жена, перенесшая заболевание относительно легко. Еще три человека служили контрольной группой: два с легкой формой заболевания и один здоровый. Ученые анализировали реакцию иммунной системы на инфекцию при помощи поточной цитометрии одноядерных клеток крови. Детекция специфичных к SARS-CoV-2 антител IgA, IgG и IgM осуществлялась с помощью белковых микрочипов.

Больше всего различалось поведение иммуноглобулинов A и G. При тяжелой форме болезни их начальный уровень был низким и возрастал на протяжении болезни, достигнув максимума на 22-й (последний) день. При легкой форме высокая концентрация IgG и IgA наблюдалась уже на третий день и дальше только понижалась. У тяжелого пациента на шестой день наблюдались только IgA против вирусного полипротеина ORF1ab, и лишь на 22-й день появились антитела к другим вирусным белкам: S, ORF8, мембранному и нуклеокапсидному. У пациента c легкой формой COVID-19 IgA против S-белка и белков оболочки, мембраны и нуклеокапсида детектировались уже на третий день.

Эти данные позволяют считать IgA-ответ прогностическим маркером тяжести заболевания: уже на третий день после постановки диагноза их концентрация сильно различается, тогда как тяжелые симптомы развиваются обычно позже. Кроме того, работа показывает потенциальную важность IgA в иммунном ответе против коронавируса. Для того чтобы подтвердить это, потребуются дальнейшие исследования с большей выборкой.

Felix F. Loeffler, еt al. // Distinct early IgA profile may determine severity of COVID-19 symptoms: an immunological case series. // medRxiv, Posted April 17, 2020; DOI: 10.1101/2020.04.14.20059733