Риск смерти в течение 30 дней у критически больных пациентов можно определить по метаболитам кишечной микробиоты
Исследователи из США показали, что состав кишечной микробиоты не позволяет надежно предсказать 30-дневную смертность у пациентов, поступивших в отделение интенсивной терапии в критическом состоянии, тогда как метаболический профиль фекалий имеет высокий прогностический потенциал. Авторы разработали шкалу метаболического дисбиоза (MDS), основанную на концентрациях 13 микробных метаболитов. Баллы по этой шкале независимо ассоциированы с повышенным риском смерти в течение 30 дней. MDS может служить биомаркером и потенциальной терапевтической мишенью для улучшения исходов у критически больных пациентов.

У пациентов, поступающих в отделения интенсивной терапии (ОИТ) в критическом состоянии, часто нарушен состав кишечной микробиоты и связанных с ней метаболитов. Некоторые ранние исследования связали низкое разнообразие микробиома у пациентов в ОИТ с более высокой смертностью, но другие исследования пришли к иным выводам. Исследователи из США обратили внимание на фекальные метаболиты — продукты микробиомной активности (включая короткоцепочечные жирные кислоты, вторичные желчные кислоты и метаболиты триптофана). Они провели исследование, целью которого стало определить, ассоциированы ли микробиом и его метаболиты с 30-дневной смертностью у пациентов, поступивших в ОИТ (у которых не был диагностирован COVID-19).
Авторы провели проспективное когортное исследование с участием 196 пациентов, поступивших в ОИТ и нуждавшихся в респираторной поддержке или вазопрессорах. Образцы кала собирали вскоре после госпитализации. Затем определяли состав микробиоты при помощи секвенирования и проводили количественный анализ 83 фекальных метаболитов с использованием масс-спектрометрии. На основании полученных данных была создана шкала метаболического дисбиоза (MDS), основанная на концентрациях 13 метаболитов. Исследователи проводили анализ с учетом таких факторов, как коморбидность и тяжесть состояния.
Первоначальный анализ показал, что разнообразие микробиоты (альфа-разнообразие по индексу Шеннона) и относительное обилие патобионтов (в частности, Enterococcus и Enterobacterales) не были статистически значимо связаны с 30-дневной смертностью после корректировки с учетом клинических показателей. Хотя у пациентов с более высоким разнообразием наблюдалась тенденция к лучшей выживаемости, после учета коморбидностей и тяжести состояния эта связь исчезала.
Абсолютные концентрации отдельных метаболитов также не имели значимой связи с выживаемостью. Однако при использовании комплексного подхода высокий показатель по MDS (≥7,5 баллов) оказался независимо ассоциирован с повышенной смертностью (HR=8,66). Модель была проверена на валидационной когорте, где продемонстрировала такую же тенденцию, хотя и без статистической значимости из-за небольшого размера выборки. Было показано, что состав микробиоты не коррелирует с MDS.
Таким образом, MDS, основанная на 13 фекальных метаболитах, является независимым маркером 30-дневной смертности у критически больных пациентов. В отличие от состава микробиоты, метаболиты дают более надежную информацию о состоянии пациента и могут служить терапевтической мишенью. Авторы подчеркивают необходимость дальнейшей валидации MDS и разработки вмешательств, направленных на восстановление микробиомного метаболического баланса.Микробиом детей с муковисцидозом «отстает в развитии»
Источник:
Alexander P. de Porto, et. al. Fecal metabolite profiling identifies critically ill patients with increased 30-day mortality. // Science Advances 11, 1-15 (2025), published online 4 June 2025. DOI: 10.1126/sciadv.adt1466