S-белок коронавируса вызывает деформацию тромбоцитов

Тяжелые формы COVID-19 часто сопровождаются нарушениями свертываемости крови, молекулярные механизмы которых не вполне ясны. Микроскопическое исследование показало, что тромбоциты человека деформируются в присутствии S-белка коронавируса SARS-CoV-2. Он взаимодействует с интегринами тромбоцитов — рецепторами, отвечающими за форму клетки.

S-белок связывается с рецепторами на поверхности тромбоцитов, вызывая их деформацию и запуская активацию.

Nature Communications, 2023. DOI: 10.1038/s41467-023-36279-5 | CC BY 4.0

Одно из распространенных осложнений COVID-19 — коагулопатии, нарушения свертываемости крови. У пациентов, особенно у тяжелых, вирус часто детектируется в крови, во многих случаях отмечается гиперактивность тромбоцитов. Более того, тромбоциты здоровых доноров в присутствии SARS-CoV-2 или его S-белка демонстрируют более быстрое тромбинзависимое сжатие сгустка и независимую от тромбина активацию.

Авторы статьи в Nature Communications детально изучили взаимодействия S-белка и тромбоцитов. Интересно, отмечают они, что SARS-CoV-2 — единственный бетакоронавирус, у которого в рецепторсвязывающем домене S-белка есть мотив RGD (Arg-Gly-Asp), который обычно распознается интегринами — рецепторами, взаимодействующими с внеклеточным маркером, от которых зависит форма и подвижность клетки.

Исследователи предположили, что S-белок взаимодействует с интегринами, и выяснили, как влияет это взаимодействие на морфологию тромбоцитов in vitro, используя визуализацию живых клеток и криоэлектронную томографию. (Деформация тромбоцитов может быть триггером их активации.)

Действительно, тромбоциты в присутствии S-белка претерпевали деформацию, приобретая более вытянутую форму. Криоэлектронная томография обнаружила появление филоподий (нитевидных выростов) на поверхности тромбоцитов. На филоподиях имелись плотные скопления S-белка, который взаимодействовал с рецепторами клетки-хозяина за счет RBD-доменов. Деформация тромбоцитов происходила также в присутствии псевдовирусов, несущих S-белок.

Затем авторы проанализировали связывание RGD мотива S-белка интегринами тромбоцитов и обнаружили, что вирусный белок распознается интегрином αvβ3 и слабее — интегрином α5β1. Взаимодействие не такое сильное, как с их физиологическими лигандами, но все же детектируемо. Наконец, добавление ингибитора интегринов снизило активацию тромбоцитов в присутствии коронавирусного белка.

Таким образом, слабые взаимодействия коронавирусного белка с тромбоцитами может провоцировать их деформацию, вытягивание богатых актином филоподий, что приводит к их активации. Наличие ACE2, основного рецептора белка S, на поверхности тромбоцитов все еще не получило убедительных подтверждений, но взаимодействие может происходить через интегрины. Также могут иметь место комбинированные эффекты связывания S-белка с разными рецепторами, отмечают авторы.

Аберрантное гликозилирование антител к S-белку коронавируса может вызывать образование тромбов при COVID-19