Собственная микробиота человека — основной источник постоперационных инфекций

Исследователи из США проследили источник возникновения инфекций области хирургического вмешательства (ИОХВ) после операции на позвоночнике. Они показали, что микробиом кожи зависит от местоположения будущего разреза — в шейном и грудном отделах чаще встречаются грамположительные оппортунистические патогены, а в пояснично-крестцовом — грамотрицательные и анаэробные. Микробиота человека — основной источник ИОХВ. В некоторых случаях бактерия, вызвавшая ИОХВ, встречалась в дооперационной микробиоте с низкой частотой. Только в трех случаях из 22 инфекция пришла извне, однако тогда присутствовали клинические факторы риска развития внутрибольничной инфекции.

Инфекции области хирургического вмешательства (ИОХВ) развивается после 1 из 30 процедур, это наиболее часто встречающееся послеоперационное осложнение. Несмотря на следование протоколам для предотвращения ИОХВ, их количество не снижается в последнее время. Необходимо больше информации об ИОХВ, чтобы разработать лучшие протоколы. Так, не совсем ясно происхождение самой инфекции и причина ее повышенной резистентности к профилактическим противомикробным средствам. Высказывались предположения, что источником заражения являются эндогенные бактерии. В это легко поверить, когда речь идет, например, о колоректальных процедурах, но не когда все процедуры проводятся на чистой коже. Однако большая часть предыдущих исследований на эту темe была выполнена до изобретения секвенирования нового поколения. В новой работе ученые из США использовали современные методы, чтобы еще раз проанализировать роль микробиома пациента в развитии ИОХВ.

Исследование проводили на 210 пациентах, которым была показана операция на позвоночнике, так как в ее ходе не затронуты пищевой, респираторный или урогенитальный тракты. Авторы проанализировали дооперационный микробиом и резистом (назальный, ректальный и кожи) 204 из них. Причем при анализе микробиома кожи учитывалось местоположение будущего разреза (шейный, грудной или пояснично-крестцовый отделы).

Оказалось, что грамположительные оппортунистические патогены (Staphylococcus и Cutibacterium) чаще встречались в шейном и грудном отделах, а грамотрицательные и анаэробные микроорганизмы (Escherichia, Enterobacter и Bacteroides) — в пояснично-крестцовом. Их содержание сильно отличалось у разных пациентов. Пол значительно не влиял на микробиоту кожи, за исключением рода Lactobacillus, который преобладал у женщин. Анализ ранних работ показал, что патогены, отвечающие за ИОХВ, подчиняются тем же закономерностям в зависимости от места разреза.

Авторы проанализировали полиморфизмы штаммов, отвечающих за ИОХВ, и посмотрели, несли ли эндогенные штаммы, собранные до операции, те же полиморфизмы. Оказалось, что несли в 19 из 22 (86%) случаев.

Обычно если штамм, вовлеченный в развитие ИОХВ, детектировали в нескольких микробных резервуарах пациента, то сиквенсы этих штаммов были схожими. То есть на разных частях тела доминирует единственный представитель вида. Но в четырех случаях патоген, детектированный при ИОХВ, встречался с низкой частотой в микробиоте до операции. Так, у одного пациента до операции цефазолин-резистентный штамм E. coli составлял 10% от всех прочтений, а при развитии инфекции стал доминантным в ИОХВ и в фекальной микробиоте. В трех случаях инфекция пришла извне, при этом присутствовали клинические факторы риска развития внутрибольничной инфекции.

В 13 из 22 случаев ИОХВ патоген был резистентным к антибиотикам, профилактически назначенным пациентам во время операции. Гены резистентности выявляли в образцах, отобранных до операции.

Авторы добавили данные 1406 пациентов, которым делали операцию на позвоночнике в той же больнице. ИОХВ развился у 59 из них. Анализ молекулярной эпидемиологии показал, что патогены, вызывающие ИОХВ, в основном не были экзогенными и не происходили из какого-то общего внутрибольничного резервуара.

Таким образом, при соблюдении современных протоколов при операциях основным источником послеоперационных инфекций становится собственная микробиота человека. Авторы подчеркивают, что это обстоятельство не освобождает систему здравоохранения от обязанности заботиться о предотвращении инфекции, а напротив, должно мотивировать на разработку новых протоколов.

Могут ли кофемашины быть источником внутрибольничных инфекций?

Dustin R. Long, et al. Contribution of the patient microbiome to surgical site infection and antibiotic prophylaxis failure in spine surgery // Science Translational Medicine (2024), published 10 April 2024, DOI: 10.1126/scitranslmed.adk8222