Современные собаки произошли от двух популяций волков из разных частей Евразии

Анализ ДНК древних волков и современных и древних собак показал, что одомашнивание волков могло произойти дважды: на востоке и на западе Евразии. В плейстоцене разные популяции волков активно взаимодействовали между собой, что, вероятно, обеспечило выживание вида в период оледенения.

Щенок Догор, погибший 18000 лет назад. Обнаружен в Якутии в 2018 году.

Credit: Sergey Fedorov | Пресс-релиз

Происхождение собак (Canis familiaris) от серых волков (Canis lupus) не вызывает вопросов. Однако остается загадкой, где, когда и как произошло одомашнивание. Международная группа под руководством ученых из Института Фрэнсиса Крика (Великобритания) приблизилась к ее решению.

Исследователи проанализировали 72 генома волков, проживавших в последние 100 тысяч лет в Европе, Сибири и Северной Америке: 67 геномов они секвенировали сами и добавили к анализу еще пять, секвенированных ранее. Останки, послужившие источником древней ДНК, были собраны археологами из 16 стран. В частности, в исследование вошли голова волка, жившего в Сибири 32 000 лет назад, и щенок Догор, погибший 18 000 лет назад. Оба экземпляра обнаружены в Якутии в 2018 году.

Полученные данные сравнили с геномной информацией по современным волкам, древним и современным собакам и другим видам псовых. Ученые обнаружили, что генетическое сходство выше между собаками и древними волками из Азии, чем между собаками и европейскими волками. Это означает, что одомашнивание происходило в восточной части Евразии.

Более того, оказалось, что предки собак принадлежали двум популяциям. Первые собаки из северо-восточной Европы, Сибири и Америки, вероятно, происходили от волков восточноевразийской или центральноевразийской популяции. В геномах же первых собак Ближнего Востока, Африки и южной Европы отмечался также вклад волков из западной Евразии.

Ученые предложили два возможных варианта развития событий, объясняющих полученные результаты. Согласно первому, восточные и западные предки собак были одомашнены независимо друг от друга и позже объединились на западе. Второй предполагает одомашнивание животных только восточной популяции волков. После этого первые собаки смешивались с дикими волками западной популяции, и так появились собаки Африки и Ближнего Востока. Пока нельзя сказать точно, какой сценарий верен, но в любом случае имело место слияние предков около 7,2 тыс. лет назад — это возраст самого древнего из доступных генома ближневосточной собаки.

В плейстоцене, до максимума последнего оледенения, популяции волков были тесто связаны. Уровень дифференциации популяций был значительно ниже, чем сейчас. Это привело к быстрому закреплению мутации в гене IFT88, которая обнаруживается у современных волков и собак. IFT88 ассоциирован с развитием костей черепа и челюсти. Отбору также подвергались локусы хромосомы 15, кодирующие обонятельные рецепторные белки. Возможно, адаптации, затронувшие строение головы и обоняние, а также коммуникация двух популяций позволили волкам пережить ледниковый период.

По словам авторов, они впервые отследили естественный отбор у крупного животного в масштабе 100 тысяч лет, то есть на протяжении примерно 30 тысяч поколений, и наблюдали эволюцию в реальном времени, а не пытались реконструировать ее по современной ДНК. Сейчас исследователи собирают геномы волков с территорий, не охваченных этой работой, включая более южные регионы.

Проблеме происхождения домашних собак посвящено множество работ. Так, прошлой осенью появился препринт, авторы которого считают ближайшим родственником собак японского волка, а совсем недавно вышла работа, связывающая одомашнивание с полиморфизмами в гене рецептора меланокортина 2.

Bergström А., et al. Grey wolf genomic history reveals a dual ancestry of dogs. // Nature, 2022, published 29 June 2022. DOI: 10.1038/s41586-022-04824-9