Стресс разрушает защиту мозга от нейродегенеративных процессов

Даже у образованных и деятельных людей, обладающих высоким когнитивным резервом, стресс повышает риск развития деменции. Авторы статьи в Alzheimer's & Dementia установили, что на фоне стресса становится слабее ассоциация между когнитивным резервом и показателями памяти, перцептивного мышления и скорости обработки данных.

Credit:
123rf.com

Активная социальная жизнь, образование, профессиональная деятельность, изучение языков создают так называемый когнитивный резерв, защищающий от нейродегенеративных заболеваний. Ученые из Каролинского института обнаружили, что все эти достижения и создаваемая с их помощью защита мозга нивелируются под действием стресса.

Впервые понятие когнитивного резерва упоминается в исследовании 1988 года, в котором анализируется проблема несоответствия диагностированной тяжести болезни Альцгеймера и ее клинических проявлений — у человека не было явных симптомов деменции при жизни, но изменения в мозге соответствовали картине при болезни Альцгеймера. Авторы исследования утверждали, что у некоторых людей (с бо́льшим объемом мозга и количеством нейронов, чем у других) болезнь развивается медленнее. Иначе говоря, они обладают своего рода когнитивным резервом (CR, cognitive reserve), что позволяет их мозгу дольше компенсировать накапливающиеся нейропатологические изменения.

Впоследствии было показано, что формированию когнитивного резерва способствуют образование, сложные задачи на работе, регулярные физические нагрузки, разнообразный жизненный опыт, умственная и социальная активность. Перечисленные выше факторы защищают даже людей с уже имеющимися легкими когнитивными нарушениями (MCI, mild cognitive impairment), замедляя прогрессирование деменции.

Исследователи из Каролинского института поставили вопрос: есть ли связь между когнитивным резервом, когнитивными функциями, биомаркерами болезни Альцгеймера и стрессом — психологическим (эмоциональная и психическая реакция) и физиологическим (изменения гормонального уровня)?

Авторы статьи в Alzheimer's & Dementia изучали пациентов Каролинской университетской клиники (Худдинг, Швеция) — участников когортного исследования Cortisol and Stress in Alzheimer's disease (Co-STAR). В итоговую выборку вошли 113 человек в возрасте 45 лет и старше, обратившиеся в клинику в период с 2014 по 2017 год, без деменции, болезни Альцгеймера и других патологий, способных повлиять на результат. Наблюдения за ними вели на протяжении 3 лет.

Индекс когнитивного резерва (CRI) рассчитывался на основе данных об образовании, профессии, социальной активности и досуговой активности; диапазон его составлял от -1,68 до 1,48, большим значениям соответствовал больший когнитивный резерв. Уровень психологического стресса оценивался при помощи теста Perceived Stress Scale (PSS-10), биологический стресс измерялся по уровню свободного кортизола в слюне, при этом использовали пять показателей: уровень кортизола при пробуждения (t1) и перед сном (t2), суточный выброс кортизола, суточные колебания уровня кортизола в слюне AM/PM, рассчитанные путем деления t1 на t2, а также изменение уровня кортизола при пробуждении (CAR, разница между уровнем кортизола на момент пробуждения и через 15 минут после него).

Высокие показатели CR коррелировали с хорошей рабочей памятью, развитом перцептивном мышлением и высокой скоростью обработки данных. Но при повышенном суточном выбросе кортизола, сообщающем о переживаемом стрессе, влияние CR на когнитивные функции снижалось. На них влияют и суточные колебания кортизола в слюне: CR положительно сказывается на рабочей памяти только при высоких показателях AM/PM. Авторам не удалось обнаружить связь между биомаркерами болезни Альцгеймера в спинномозговой жидкости и величиной когнитивного резерва, но так как CR улучшает когнитивные функции, он косвенно замедляет прогрессирование деменции, независимо от ее причины.

Таким образом, стресс снижает нейрокогнитивные достижения, накопленные человеком в ходе его активной жизни, уменьшает его когнитивный резерв, способный замедлить развитие возрастных изменений головного мозга и деменции. А это значит, что в любом возрасте актуально освоение методов борьбы со стрессом, таких как практики осознанности и медитации, замедляющие снижение когнитивных функций, отмечают авторы.

APOE4 в гомозиготе — особая наследственная форма болезни Альцгеймера?

Источник

Yerramalla M. S. Cognitive reserve, cortisol, and Alzheimer's disease biomarkers: A memory clinic study // Alzheimer's & Dementia // The Journal of the Alzheimer's Association. First published: 04 June 2024. DOI:  10.1002/alz.13866

Добавить в избранное