Трансплантация островковых клеток поджелудочной железы вместе с клетками пуповины

Пересадка островков Лангерганса помогает бороться с диабетом первого типа, но редко получается с первого раза. Исследователи выяснили, что трансплантация мышам клеток пуповины вместе с клетками поджелудочной железы значительно повышает эффективность процедуры.

Островки Лангерганса

Credit: vetpathologist | Shutterstock.com

Островковые клетки поджелудочной железы, или островки Лангерганса — скопления эндокринных клеток в поджелудочной железе, преимущественно в хвостовой ее части. 60–80% островков составляют бета-клетки, которые секретируют инсулин, а 15–20% — альфа-клетки, выделяющие его гормон-антагонист, глюкагон. Вместе эти два гормона регулируют углеводный обмен в организме. Пересадка островков Лангерганса помогает пациентам с диабетом первого типа контролировать уровень сахара в крови, однако для достижения успеха ее обычно приходится повторить два или три раза с разными донорами, поскольку иммунный ответ и воспалительная реакция приводят к раннему отторжению островков. Если островки приживаются, то через некоторое время прекращают свое функционирование. Однако донорские органы — очень ограниченный ресурс, особенно поджелудочная железа, поэтому необходима разработка, которая повысит частоту успешных трансплантаций и поможет большему числу пациентов получать лечение.

Исследовательская группа под руководством Шайрин Форбс из Эдинбургского университета выяснила, что пересаживать островки Лангерганса лучше всего вместе с клетками человеческой пуповины. Это снижает интенсивность отторжения трансплантатов иммунной системой, а в долгосрочной перспективе — улучшает их функционирование у модельных мышей с диабетом. Ученые использовали культуру периваскулярных мультипотентных мезенхимных стромальных клеток (ММСК) пуповины, поскольку они обладают регенеративными свойствами и, в отличие от ММСК костного мозга, используемых обычно, доступны в больших количествах. Мыши, получившие при трансплантации эти клетки вместе с островками Лангерганса, поддерживали контроль уровня сахара в крови до 16 недель. Также котрансплантация клеток пуповины откладывает отторжение трансплантата иммунной системой и стимулирует рост кровеносных сосудов.

Поддерживающая терапия с использованием стромальных клеток поможет понизить частоту неудачных трансплантаций и преодолеть дефицит доноров поджелудочной железы.

Shareen Forbes et al. / Human umbilical cord perivascular cells improve human pancreatic islet transplant function by increasing vascularization / Science Translational Medicine, 2020. DOI: 10.1126/scitranslmed.aan5907