Тромбоциты подавляют метастазирование опухоли

Тромбоциты участвуют в поддержании структуры сосудов опухоли, предотвращая проникновение опухолевых клеток в кровь и снижая таким образом риск метастазирования. Ключевую роль в этом играет фактор роста тромбоцитов B, который рекрутирует к сосудам перициты.

royaltystockphoto | 123rf.com

Активация тромбоцитов происходит при заживлении ран, а также в микроокружении злокачественной опухоли. После активации тромбоциты начинают секретировать факторы роста, в том числе тромбоцитарный фактор роста B (platelet-derived growth factor B, PDGFB).

Известно, что в норме PDGFB также секретируется клетками эндотелия сосудов, и это рекрутирует к сосудам перициты, экспрессирующие рецептор тромбоцитарного фактора роста PDGFR-beta. Перициты необходимы для сохранения целостности сосудов. Они обеспечивают поддержку эндотелиальных клеток и регулируют их рост и дифференцировку. Исследователи из Швеции и Финляндии предположили, что PDGFB, высвобождающийся из тромбоцитов в микроокружении злокачественной опухоли, может выполнять сходную функцию.

Чтобы проверить специфическое действие тромбоцитарного PDGFB в опухолях, ученые создали модель нейроэндокринной карциномы поджелудочной железы, используя мышей с нокаутом PDGFB в тромбоцитах.

Оказалось, что при утрате тромбоцитами PDGFB снижается число перицитов в сосудах опухоли. Кроме того, выключение тромбоцитарного PDGFB приводит к возрастанию опухолевой гипоксии, эпителиально-мезенхимальному переходу, увеличению числа циркулирующих опухолевых клеток и интенсивности спонтанного метастазирования в печень или легкие. При этом потеря PDGFB никак не влияет на число тромбоцитов и их активацию. Размер опухоли или количество опухолевых клеток также не меняются.

«Наши результаты демонстрируют, что активация тромбоцитов при раке не всегда приводит к плохим последствиям. Наоборот, высвобождаемый при активации тромбоцитов PDGFB способствует поддержанию барьера, мешающего проникновению опухолевых клеток в кровоток. При разработке новых видов терапии важно принимать во внимание специфические функции разнообразных молекул, продуцируемых тромбоцитами», — говорит Анна-Карин Ольсон, одна из авторов работы и лидер исследовательской группы в Уппсальском университете.

Zhang, et al. // Platelet-specific PDGFB ablation impairs tumor vessel integrity and promotes metastasis. // 2020, Cancer Research, Published Online First June 25, 2020; DOI: 10.1158/0008-5472.CAN-19-3533