Тяжелое протекание первичной инфекции SARS-CoV-2 — предиктор тяжелого протекания повторной инфекции

Авторы статьи в Communications Medicine проанализировали данные более 3 млн человек, перенесших COVID-19, и оценили риски повторного заболевания и развития долгого ковида. Люди чаще заболевали повторно в период преобладания омикрона. Долгий ковид обычно развивался после первичной инфекции, а не реинфекции. Пациенты, переболевшие COVID-19 в тяжелой форме, имели более высокие риски тяжелого протекания повторной инфекции и смерти.

Credit:
123rf.com

Человек, переболевший COVID-19, не защищен от повторного заражения. Это связано с тем, что SARS-CoV-2 меняется, и антитела, приобретенные в результате болезни или вакцинации, не защищают от новых разновидностей инфекции. Повторные случаи COVID-19 вызывают беспокойство у врачей и ученых, так как они мешают развитию коллективного иммунитета.

Группа ученых из RTI International, Университета Северной Каролины, Университета Вирджинии и Университет Эмори (США) исследовала случаи повторного заражения с целью поиска биомаркеров, позволяющих выявлять людей, склонных к повторному заболеванию COVID-19, прогноза тяжести течения повторного заболевания, а также выявления связи повторных заражений с долгим ковидом. Для этого они проанализировали данные 3 104 391 человека (18 лет и старше, средний возраст 49,7 лет, 62,8% женщин), чьи электронные медицинские карты вошли в базу данных N3C Data Enclave, созданную в рамках проекта NIH Researching COVID to Enhance Recovery (RECOVER). Все участники исследования перенесли COVID-19 впервые в период с 1 марта 2020 года по 31 декабря 2022 года, некоторые из них переболели повторно до 1 марта 2023 года. Повторное заражение регистрировалось при наличии положительного результата ПЦР-теста на SARS-CoV-2 или теста на антиген, полученного через 60 и более дней после первой или последующей даты заражения.

Были выделены следующие периоды преобладания вариантов COVID-19: предковый вариант (01 марта 2020 г. — 30 сентября 2020 г.), альфа/бета/гамма (1 октября 2020 г. — 31 мая 2021 г.), дельта (1 июня 2021 г. — 30 ноября 2021 г.), омикрон BA.1 и BA.2 (1 декабря 2021 г. — 30 апреля 2022 г.), омикрон BA 2.12 (1 мая 2022 г. — 30 ноября 2022 г.) и омикрон BQ.XBB (1 декабря 2022 г. — март 2023 г.).

По ранее полученным данным, заболеваемость при повторном заражении составила от 0,2 % до 5,5 % (это только те случаи, когда пациенты обращались за медицинской помощью). Медиана времени от первого до повторного заражения составила 269–411 дней. Анализ отобранных историй болезни показал, что доля людей с как минимум одной повторной инфекцией составляет 6,9%.

Большинство повторных случаев COVID-19 приходится на период преобладания варианта омикрон, причем рост числа повторных заражений в период омикрона BA.1 и BA.2 сохраняется независимо от того, в какой период человек болел COVID-19 в первый раз. В ранее проведенных исследованиях высказывается предположение, что рост повторных заражений в этот период связан с ослаблением иммунитета, а также с тем, что вирус стал более заразным и научился уходить от иммунного ответа организма. Среди других возможных факторов — отмена масочного режима и социального дистанцирования.

Оценка характеристик повторно инфицированных людей показала, что в среднем они на 5 лет младше тех, кто избежал повторного заражения, что согласуется с ранее полученными данными. Возможно, это связано с тем, что молодые люди менее склонны к профилактике COVID-19: они реже сохраняют социальную дистанцию, больше общаются с другими людьми во время работы и отдыха, реже прививаются, а значит, в целом более склонны к повторному заболеванию. Кроме того, люди старшего поколения чаще умирают уже при первичном заболевании COVID-19, то есть не доживают до повторного заражения. Наконец, у молодых людей болезнь чаще протекает бессимптомно или в легкой форме, что уменьшает эффективность иммунной защиты.

В ходе исследования оценивался индекс коморбидности Чарлсона (CII) — 10-летняя выживаемость пациентов с несколькими сопутствующими заболеваниями. Люди с одной или несколькими повторными инфекциями COVID-19 имеют более высокий балл CCI (то есть у них больше сопутствующих заболеваний) и с меньшей вероятностью оказываются вакцинированы, чем те, кто избежал повторного заболевания. Среди людей с повторным COVID-19 было 14,3% вакцинированных, а среди тех, кто болел только один раз — 25,0 %. Большинство повторно инфицированных лиц (203 375 человек) болели только еще один раз, но 478 человек переболели три и более раз (в этой группе была выше доля людей с высоким CCI и меньше вакцинированных).

Биомаркеры воспаления печени (АЛТ и АСТ) при повторной инфекции были повышены, но не так сильно, как во время первичного заболевания. У пациентов с повторной инфекцией также оказался ниже уровень альбумина. Ранее было показано, что гипоальбунемия часто отмечается у пациентов с COVID-19, и динамический мониторинг сывороточного альбумина может использоваться для оценки риска повторного заражения коронавирусом. Альбумин также является одним из биомаркеров долгого ковида.

Большинство участников выборки (87,5%) легко (без обращения к врачам) перенесло первичное заболевание COVID-19, и у 87,4% из этой подгруппы повторные инфекции также протекали легко (средний возраст этой подгруппы составлял 44,2 года, а средний балл CCI — 0,9). Среди тех, кто обращался к врачам при первом заболевании, но не был госпитализирован, треть (33,1%) обратилась к врачам при повторной болезни. Из группы лиц, госпитализированных при первом COVID-19, более четверти (27,2%) попали в больницу снова при повторном заболевании. Среди тех, кто болел в первый раз тяжело, менее половины (45,3%) перенесли повторную инфекцию легко, у почти четверти (24,3%) наблюдалось умеренное течение болезни, 8,3% болели тяжело и 6,1% скончались в течение 60 дней (в этой подгруппе средний возраст составлял 60,2 года, а средний балл CCI — 5,6). То есть люди, госпитализированные в момент первичного заражения, входят в группу риска госпитализации и во время повторного инфицирования.

Однако тяжелое течение болезни с использованием ИВЛ, ЭКМО или вазопрессоров при повторном заболевании COVID-19 развивалось только у 2,4% пациентов с умеренным и у 8,3% пациентов с тяжелым течением первичного заболевания. Ученые объясняют такую незначительную долю тяжелых повторных пациентов тем, что более поздние варианты коронавируса вызывали менее тяжелую болезнь. Возможно также, что изменились критерии оценки состояния пациента во время госпитализации, что привело к сокращению времени лечения.

Пациенты с умеренным течением первичного заболевания и тяжелым течением повторной инфекции умирают чаще, чем пациенты с тяжелым течением первичного COVID-19. То есть определяющим фактором для оценки смертности является тяжесть течения повторного заболевания, что может объясняться сопутствующими недугами.

Ученые также показали, что долгий ковид чаще развивается после первичного заболевания, чем при повторном заражении. При этом чаще всего долгий ковид диагностировался в период преобладания дельты, а реже всего — в период омикрона BA.1 и BA.2.

Исследователи считают, что следует продолжать анализ повторных случаев COVID-19, в том числе с учетом проводимой терапии.

Антитела пациентов с долгим ковидом вызвали неврологические симптомы у мышей

Источник:

Hadley E., еt al. Insights from an N3C RECOVER EHR-based cohort study characterizing SARS-CoV-2 reinfections and Long COVID // Communications Medicine (London). 2024 Jul 11;4(1):129. DOI: 10.1038/s43856-024-00539-2

Добавить в избранное