У курильщиков выше экспрессия рецептора коронавируса

Канадские ученые обнаружили положительную корреляцию курения и хронической обструктивной болезни легких с уровнем экспрессии ACE2 — мембранного рецептора, который используется коронавирусом для проникновения в клетку.

Riderfoot | Shutterstock.com

Тяжелые случаи COVID-19 чаще встречаются среди пациентов старше 55 лет или же с сопутствующими заболеваниями, например, с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ). Причины этого до сих пор неясны, однако ученые предполагают, что определенную роль играет мембранный белок ACE2, присутствующий в том числе на поверхности эпителиальных клеток дыхательных путей. Именно этот белок использует SARS-CoV-2, чтобы проникнуть в клетку.

Ученые взяли образцы легочного эпителия у 21 пациента с ХОБЛ и 21 без ХОБЛ; все пациенты были старше 18 лет; курильщики составили 24% участников. Транскриптомный анализ показал, что экспрессия ACE2 значительно выше у пациентов с ХОБЛ. Более того, на нее влияло и курение: самая высокая экспрессия белка наблюдалась у активных курильщиков, средний уровень — у бывших курильщиков, а самая низкая — у никогда не куривших людей. Также была обнаружена отрицательная корреляция экспрессии ACE2 с объемом форсированного выдоха за 1 секунду.

Полученные результаты авторы проверили на двух других доступных выборках (более 200 человек в каждой). В обоих случаях у курильщиков наблюдалась повышенная экспрессия ACE2 по сравнению с некурильщиками и бывшими курильщиками.

ACE2 присутствует в эпителии как верхних, так и нижних дыхательных путей, в миокарде и других тканях. Изменение его экспрессии может объяснить высокую летальность COVID-19 среди людей с ХОБЛ и хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями.

В работе впервые продемонстрировано увеличение экспрессии ACE2 при курении у людей. Полученные данные соответствуют результатам предыдущих исследований на животных. Авторы особо подчеркивают схожие уровни экспрессии ACE2 у бывших курильщиков и людей, которые никогда не курили. Как говорит руководитель исследования доктор Дженис Льюнг, «никогда еще не было более подходящего момента, чтобы бросить курить».

Leung, J. M., et al. (2020) // ACE-2 Expression in the Small Airway Epithelia of Smokers and COPD Patients: Implications for COVID-19. // European Respiratory Journal, 2000688. DOI: 10.1183/13993003.00688-2020