У переболевших COVID-19 иммунологическая память сохраняется до восьми месяцев

Австралийские ученые оценили продолжительность иммунитета против SARS-CoV-2 по персистенции B-клеток памяти, специфичных к вирусным белкам, в крови переболевших COVID-19. Уровень этих клеток был стабильным до 242 дней от первых симптомов, при этом титр нейтрализующих антител снижался.

Kateryna Kon | 123rf.com

Согласно последним данным, нейтрализующие антитела в крови переболевших COVID-19 сохраняются несколько месяцев, при этом их титр со временем снижается. Однако не только антитела участвуют в защите организма от инфекции — функциональный иммунитет обеспечивается долгоживущими T- и B-клетками памяти. В новой работе команда ученых из Австралии оценила продолжительность иммунной защиты по персистенции B-клеток памяти (Bmem), специфичных к SARS-CoV-2.

В исследовании приняли участие 25 пациентов с подтвержденным COVID-19 разной степени тяжести. Ученые получили от них 36 образцов крови в период с 4 по 242 день от первых симптомов, у 11 пациентов были взяты парные обрацы: первый на 21–106 день, второй на 116–242 день. У большинства пациентов на момент забора образца показатели крови, в том числе количество B-клеток, были в норме. Контрольную группу составили 36 здоровых индивидов.

Нейтрализующие антитела были выявлены у 22 из 25 испытуемых. Согласно результатам ИФА, у всех пациентов с COVID-19 присутствовали IgG, специфичные к рецептор-связывающему домену (RBD) S-белка коронавируса, у 24 из 25 участников этой группы обнаружились IgG к нуклеокапсидному белку (NCP). В парных образцах титры нейтрализующих антител во втором образце были ниже, чем в первом, что согласуется с предыдущими исселедованиями.

Для выявления и иммунофенотипирования Bmem-клеток ученые сконструировали флуоресцентно-меченые тетрамеры RBD иNCP. Для каждого белка были получены два тетрамера, несущие различные флуорохромы. Мононуклеарные клетки периферической крови испытуемых инкубировали с тетрамерами вирусных белков и с антителами к различным белковым маркерам, а затем анализировали с помощью проточной цитометрии. Было показано, что в образцах от переболевших участников присутствуют две популяции B-клеток: специфичные к RBD и к NCP. В контрольных образцах не детектировалась ни одна из этих популяций, что говорит о высокой специфичности метода.

Детальное иммунопрофилирование B-клеток авторы провели по экспрессии маркеров плазмобластов (CD38), активированных B-клеток (CD71) и покоящихся Bmem-клеток (CD27), а также поверхностных IgD, IgA и IgG подклассов 1, 2, 3 и 4. В образцах, полученных между 5 и 14 днями от первых симптомов, ученые выявили большую популяцию плазмобластов. В образцах, отобранных после 20 дня, уровень плазмобластов был незначительным. У всех пациентов в значимом количестве присутствовали Bmem-клетки, специфичные к RBD и NCP. Их иммунофенотипы различались, но в целом было показано, что инфекция SARS-CoV-2 вызывает мощный Bmem-клеточный ответ, представленный в основном клетками, продуцирующими IgG1 и IgM.

Уровень RBD-специфичных Bmem-клеток был наивысшим в образцах, отобранных между 100 и 150 днем от первых симптомов. На парных образцах было показано, что после 200 дня уровень IgM+ Bmem-клеток, специфичных к RBD, ниже, чем в первых образцах тех же участников, при этом концентрация IgG+ Bmem-клеток остается стабильной. Количество NCP-специфичных Bmem-клеток также повышается в течение первых 150 дней, но не снижается в период с 150 по 240 день.

Таким образом, несмотря на явное снижение титра антител, Bmem-клетки, специфичные к основным белкам-мишеням SARS-CoV-2 сохраняются длительное времяАвторы считают, что Bmem-клетки могут служить более надежным, чем антитела, маркером гуморального ответа в испытаниях вакцин.

Gemma E. Hartley, et al. // Rapid generation of durable B cell memory to SARS-CoV-2 spike and nucleocapsid proteins in COVID-19 and convalescence. // Science Immunology 22 Dec 2020: Vol. 5, Issue 54, eabf8891; DOI: 10.1126/sciimmunol.abf8891