Варианты гена RBM20 связаны с развитием аритмии и сердечной недостаточности

Ученые из Великобритании выяснили, с какими нежелательными явлениями могут быть ассоциированы варианты гена RBM20, вызывающие семейную форму дилатационной кардиомиопатии. Они обнаружили, что носители патогенных вариантов гена имеют высокий риск развития злокачественной желудочковой аритмии и терминальной стадии сердечной недостаточности. Частота возникновения первого заболевания не зависит от пола, а второму больше подвержены мужчины.

Специалисты из Университетского колледжа Лондона исследовали патологии, связанные с вариантами гена RBM20, вызывающими семейную дилатационную кардиомиопатию (ДКМП). Известно более 200 генов, связанных с развитием ДКМП, но предполагается, что именно вариации гена RBM20 вызывают наиболее злокачественные формы этого заболевания. Авторы статьи, опубликованной в журнале Circulation: Genomic and Precision Medicine, изучили, с какими именно нарушениями могут быть связаны варианты RBM20 и зависят ли частота и степень тяжести этих заболеваний от пола пациента.

Исследование проводили на выборке из 149 носителей патогенных или вероятно патогенных вариантов RBM20. Среди испытуемых были представители 43 семей: исследовали не только пациентов с уже диагностированными заболеваниями сердца, но и их родственников. Во всех вариантах RBM20 наблюдались миссенс-мутации: у 130 испытуемых в пределах фрагмента RSRSP в экзоне 9 и у 19 носителей в области, богатой глутаматом, в экзоне 11.

В начале исследования у семи испытуемых была злокачественная желудочковая аритмия, впоследствии трем из них был имплантирован сердечный дефибриллятор, а один скончался от сердечного приступа. Также на начальном этапе у 85 пациентов была систолическая дисфункция левого желудочка, а при последующем наблюдении она развилась еще у 21 человека. Наблюдение за пациентами продолжалось в среднем 86 месяцев. За это время у 36 человек была диагностирована злокачественная желудочковая аритмия или терминальная стадия сердечной недостаточности. Всего за время исследования из-за заболеваний сердечнососудистой системы умерло 6 пациентов.

Более чем у 20% носителей патогенных или вероятно патогенных вариантов RBM20 развивалась злокачественная желудочковая аритмия или терминальная стадия сердечной недостаточности. В течение 5 лет наблюдений было установлено, что риск развития этих заболеваний в 6 раз выше у людей с патогенными вариантами RBM20 по сравнению с контрольной группой. Вариант p.Arg634Gln создает дополнительный риск развития злокачественной желудочковой аритмии. При таком варианте гена возникает миссенс-мутация в области RSRSP, которая приводит к цитоплазматической локализации белка RBM20 и нарушению сплайсинга пре-мРНК некоторых генов, ассоциированных с кардиомиопатией.

Исследование показало, что частота возникновения злокачественной желудочковой аритмии не зависит от пола пациента, а терминальная стадия сердечной недостаточности диагностируется в более раннем возрасте и с большей частотой у мужчин.

Белок RBM20 отвечает за сплайсинг более 40 генов, в том числе генов, участвующих в гомеостазе кальция в кардиомиоцитах и образовании саркомеров. Мутации в этом гене могут быть связаны с развитием сердечно-сосудистых заболеваний, таких как семейная дилатационная кардиомиопатия. Данное исследование демонстрирует роль патогенных вариантов гена RBM20 в развитии злокачественной желудочковой аритмии и терминальной стадии сердечной недостаточности.

Чем длиннее теломеры у лейкоцитов, тем лучше функционирует сердце